Феминистка, бизнес-менеджер и гений живописи: 5 жен знаменитых художников

. Судьбы этих женщин удивляют и завораживают

Раскрыты факты о судьбах жен Репина, Врубеля, Дали и других художников

Обновлено 23 ноября 2023, 07:28
<p>Диего Ривера и&nbsp;Фрида Кало&nbsp;</p>
Фото: Hulton Archive / Getty Images

Диего Ривера и Фрида Кало

Вторую супругу Ильи Репина обвиняли в том, что она позорит имя прославленного художника. Михаил Врубель влюбился в голос. Рядом с Сальвадором Дали была бизнес-менеджер. Слава Джексона Поллока затмила работы его жены. А Диего Ривера сам оказался в тени гениальной возлюбленной и более известен как супруг той самой художницы.

Рассказываем о женах пяти признанных мастеров живописи. Судьбы их спутниц подчас кажутся более сложными и интересными, чем артхаусные ленты.

Илья Репин и Наталья Нордман

<p>Посетители возле картин &laquo;Портрет Натальи Борисовны Нордман&raquo; (слева) и &laquo;Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман&raquo; (1903 год) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве. Выставка проводилась в честь 175-летия со дня рождения художника</p>
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Посетители возле картин «Портрет Натальи Борисовны Нордман» (слева) и «Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман» (1903 год) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве. Выставка проводилась в честь 175-летия со дня рождения художника

На следующий день после встречи Илья Репин назвал писательницу Наталью Нордман «это».

В 1898 художник писал портрет княгини Марии Тенишевой. На одну из сессий она пришла с подругой. Пока княгиня позировала, Нордман читала любимые стихи Репина. Интонацию выбрала саркастическую, рассказывают на портале Культура.РФ.

«Портрет ваш не закончен. Нам нужно повторить сеанс. Я буду очень рад вас видеть, но чтобы «это» больше никогда не переступало порога моего дома», — заявил в письме Тенишевой мастер.

В следующем, 1899-м году Репин купил для Нордман 2 га земли возле Финского залива, где вскоре появилась усадьба, которую называли Пенаты. Жили там по правилам Натальи Нордман. А она выступала против любого неравенства. Так что по дому были развешаны плакаты с надписями «Прислуга — позор человечества», «Все делайте сами». Для гостей исключения не было — они тоже обслуживали себя сами, в столовой разместили крутящийся стол для грязной посуды.

Нордман была образованна — знала шесть языков и переводила для мужа-художника статьи из зарубежной прессы. Она участвовала в фотовыставках, и ее работы были отмечены наградами. А еще читала лекции. Последними был возмущен философ Василий Розанов. Вот что он писал о них в статье «Женщина-пылесос и ее лекция в зале Тенишевского училища».

«Господи, чего она не насоветовала выходящим замуж девушкам! Они если до замужества имели службу, заработок или ремесло, то, выходя замуж, должны брать с жениха письменное обязательство уплачивать жене столько «карманных» и «на булавки», сколько восхитительные «оне» получали от заработка до замужества. Потому что с какой стати девушка будет что-нибудь терять», — писал Розанов.

По его словам, Наталья Нордман также рекомендовала письменно зафиксировать, что за каждые роды супруг будет платить жене по 1 тыс. руб. Чтобы уличить мужа в «пошлостях с боннами и прислугой», она якобы советовала завести в каждой комнате «граммофон» для записи разговоров.

Нордман упрекали в том, что она позорила знаменитого супруга. Но именно Нордман систематизировала все упоминания о Репине в прессе. Когда в 1913 году у нее развился туберкулез, она не хотела быть обузой для возлюбленного, отказалась от его помощи и уехала из страны. В 1914 ее не стало. Репин умер в 1930 году.

Картины Ильи Репина: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и другие.

Михаил Врубель и Надежда Забела

<p>Надежда Забела-Врубель</p>

<p></p>
Фото: Wikipedia

Надежда Забела-Врубель

Художник влюбился в голос Надежды Забелы. В декабре 1895 года Врубель работал над оформлением спектакля по опере Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Тогда в «темноте кулис» он услышал пение Забелы, говорится на сайте Третьяковской галереи.

Спустя несколько дней Врубель сделал предложение оперной диве. Отношения узаконили 28 июля 1896 года в Швейцарии. Забела стала музой мастера.

«В наружности сестры не было ничего классического и правильного, и я слышала отзыв, что Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему», — говорится в одном из писем Екатерины Ге, сестры Забелы.

В 1901 году у супругов родился сын Савва. У мальчика была заячья губа. Чтобы заботиться о нем, Забела покинула театр. Савва умер, когда ему было два года.

В 1902 году Врубель оказался в психиатрической лечебнице. Через четыре года ослеп. Последние годы своей жизни мастер находился на попечении жены и сестры. Он практически постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Художник скончался в 1910 году, а его любимая — в 1913-м.

Картины Михаила Врубеля: «Демон (сидящий)», «Царевна-Лебедь», «Пан», «Гадалка» и другие.

Сальвадор Дали и Гала (Елена Дьяконова)

<p>Сальвадор Дали и Гала в Лондоне, 26 апреля 1955 года</p>
Фото: Barham / Express / Getty Images

Сальвадор Дали и Гала в Лондоне, 26 апреля 1955 года

Летом 1929 года европейские сюрреалисты приехали в городок Кадакес. Поводом для поездки стало беспокойство по поводу предстоящей выставки. Сюрреалисты переживали, что талантливый, но эксцентричный и юный Сальвадор Дали не сможет сконцентрироваться на работе и создать достаточное количество произведений, чтобы заполнить пространство галереи. Среди визитеров были французский поэт Поль Элюар и его супруга Гала (псевдоним рожденной в Казани Елены Дьяконовой).

Черед несколько недель Элюар уехал в Париж, Гала же осталась с Дали. Брак был открытым, так что поэт решил, что супруге скоро надоест ее новое увлечение. И ошибся.

В январе 1934 года прошла гражданская церемония, а в 1958-м Гала и Дали стояли перед алтарем в католической церкви.

В начале отношений с Дали Гала столкнулась с рядом проблем. Она терпела бедность и перенесла несколько операций: ей удалили опухоль легкого и провели гистерэктомию. Но Гала не растерялась и помогла одаренному избраннику стать всемирно известным художником. Она читала ему, позировала, давала честную оценку работам и продвигала его творчество. Как отметили в американском музее Сальвадора Дали, в этих отношениях Гала была бизнес-менеджером: занималась финансами, вела переговоры с меценатами и галереями.

А еще она была музой Дали. На его картинах Гала появлялась в образах Леды, Елены Прекрасной, Градивы, Галарины, уточняют в Музее Фаберже.

С годами пара стала проводить меньше времени вместе. В 1960-х Дали приобрел для Галы замок в деревне Пуболь. Ему нельзя было приезжать туда без письменного разрешения.

<p>Сальвадор Дали и Гала, 3 декабря 1951 года</p>
Фото: Allan / Express / Getty Images

Сальвадор Дали и Гала, 3 декабря 1951 года

Гала не отказывалась от внимания других мужчин. В 1970-х у супруги художника завязался роман с актером из бродвейской постановки «Иисус Христос — суперзвезда» Джеффом Фенхольтом (ему было чуть за 20). Гала купила ему дом в Нью-Йорке за $1 млн и устроила в своем замке для него звукозаписывающую студию. Дали набросился на 80-летнюю супругу с тростью (Гала была старше его на десять лет) и сломал ей два ребра, когда узнал, что ее молодой любовник продал некоторые из его произведений, утверждается на сайте Biography.

Гала умерла в 1982-м. Дали был опустошен, мечтал, что его похоронят рядом с возлюбленной, и перебрался в ее замок. Из-за пожара планам художника на покой рядом с возлюбленной было не суждено сбыться. Легенду мира искусства похоронили в его театре-музее в Фигерасе. Художник пережил свою музу на семь лет.

Картины Сальвадора Дали: «Постоянство памяти», «Искушение святого Антония», «Галатея сфер», «Метаморфозы Нарцисса», «Сон» («Спящий»), «Вечерний паук сулит надежду» и другие.

Джексон Поллок и Ли Краснер

<p>Джексон Поллок и Ли Краснер, 23 августа 1953 года</p>
Фото: Tony Vaccaro / Getty Images

Джексон Поллок и Ли Краснер, 23 августа 1953 года

«Шаман с кистью» — вполне справедливое сравнение, потому что Поллок шаманизмом интересовался и даже, как считается, несколько раз был в индейской резервации», — рассказывает о творчестве художника Татьяна Фадеева из Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Работы Поллока — разбрызганная по гигантскому полотну краска. Без контекста смысл таких картин уловить трудно. А ведь еще его творчество, уточняет искусствовед, рассматривают в качестве реакции на Вторую мировую войну и послевоенную действительность. «Судорога души, которая трансформируется в спазм живописи», — пишет старший преподаватель Школы дизайна.

Его супруга Ли Краснер тоже была художницей. Однако ее проекты годами оставались в тени знаменитого мужа. Художественный критик Картер Рэтклифф считает, что роль Краснер в разработке «сплошной живописи» (allover) долгое время в полной мере не осознавалась. Как уточняется на сайте Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA), это направление появилось вместе с абстрактным экспрессионизмом. Каждой области в композиции уделялось одинаковое внимание и значение. Сами композиции могли быть разнообразны: полотна покрывались слоями краски или же они были заполнены мазками и подтеками краски. Иногда в поверхность вкрапляли нестандартные материалы.

По мнению Рэтклиффа, пишут в The Art Newspaper, арт-критики и историки выбрали Поллока в качестве звезды и новатора, а Краснер досталась второстепенная роль. Однако художники никогда ничего не изобретают в изоляции.

Как считает куратор художественной галереи Барбикан в Лондоне Элеанора Нэрн, сам Поллак не ограничивал творчество Краснер. Она продолжала работать над новыми произведениями, когда он писать уже не мог — у Поллока были проблемы с алкоголем. По словам племянника Поллока Джейсона МакКоя, его дядя не был простым человеком, но они с Краснер никогда не недооценивали друг друга.

«Самое мощное влечение между ними создавало их интеллектуальное признание друг друга», — отмечает МакКой в беседе с The Guardian.

Краснер и Поллак познакомились в 1942 году — их работы выставлялись в галерее в Нью-Йорке. Художница была поражена мощью картин коллеги, говорится в энциклопедии Britannica. Они стали друзьями, а в 1945-м, после вступления в брак, переехали на ферму в Ист-Хэмптоне.

В 1956 году, в 44 года, Поллок погиб в аварии — за руль он сел нетрезвым. Его отношения с Краснер к тому моменту охладели — у мужчины был роман с молодой художницей Рут Клигман. В интервью Elle последняя заявила: «Мы бы поженились, если бы он не умер».

И все же Краснер тяжело переживала смерть Поллока. Некоторые считают, что она так и не оправилась от шока. Но художница продолжала писать — за кисть она взялась через пару недель после похорон.

Ли Краснер пережила супруга почти на 30 лет. Ее не стало в 1984 году.

Картины Ли Краснер: «Императив», серия «Миниатюры» и другие.

Картины Джексона Поллока: «№ 5, 1948», «Осенний ритм», «Синие столбы», «Фреска» и другие.

Фрида Кало и Диего Ривера

<p>Диего Ривера и Фрида Кало, 1940-е годы</p>
Фото: Hulton Archive / Getty Images

Диего Ривера и Фрида Кало, 1940-е годы

Диего Ривера был известен по всему миру как супруг «той самой Фриды», говорит Адриана Харамильо, директор по связям с общественностью Музея Долорес Ольмедо-Патино. Но в родной Мексике его все же знали и ценили и как художника.

Брак Риверы и Кало приковывал внимание — отношения не всегда были простыми, эксцентричная динамика «красавицы и чудовища» окутала их фигуры тайной, рассказывали в The New York Times.

Пара зарегистрировала союз в 1929 году. Невесте исполнился 21 год, а жениху было 42, пишет Marie Claire. Ривера не был верным супругом, и Кало мучилась из-за его измен. В числе возлюбленных художника оказалась и сестра его жены, рассказывают в Biography. В ответ на такое предательство Фрида Кало остригла свои длинные черные волосы.

Самой же художнице приписывали быстротечный роман со Львом Троцким. В 1937 году он останавливался в родном доме Фриды Кало. Но, как утверждает автор The Guardian Хавьер Эспиноза, в остававшихся засекреченными 50 лет письмах Кало нет страсти между художницей и революционером. Она хотела, чтобы ее супруг «взял на себя более заметную роль в коммунистической партии».

«Несколько раз замечала, что в ходе дискуссий к мнению Диего вы относились с некой иронией и сомнением в его верности (truthfulness). Со временем такая ирония начинает нервировать», — писала Кало Троцкому.

С детства Фрида Кало страдала от тяжелых проблем со здоровьем. Она родилась в 1907 и в шесть лет заразилась полиомиелитом. Из-за недуга ее правая нога стала короче левой, развилась хромота. Издевательства сверстников и болезнь — причины, по которым юная Фрида оказалась в изоляции. Отец девочки был фотографом, и он обучил дочь своему мастерству. Также Кало проявила интерес к искусству — делала наброски. Она планировала изучать медицину, но этим мечтам не было суждено сбыться.

<p>Фрида Кало и Диего Ривера. Фото было сделано после развода художников в 1939 году и незадолго то того, как они вновь узаконили отношения в 1940 году</p>

<p></p>
Фото: imago-images.de / Global Look Press

Фрида Кало и Диего Ривера. Фото было сделано после развода художников в 1939 году и незадолго то того, как они вновь узаконили отношения в 1940 году

На судьбу Фриды Кало вновь повлияли трудности со здоровьем. В 1925 году она попала в аварию. Водитель автобуса, в котором была девушка, пытался проехать перед трамваем. Тот врезался в автобус и протащил его несколько метров. Несколько пассажиров погибли на месте, еще несколько человек умерли от полученных травм. Кало получила серьезное ранение — в ее тело вонзился металлический поручень. Он пробил брюшную полость и матку. Также у нее был перелом тазовой кости. Позвоночник был сломан в трех местах, а правая нога — в 11. В ходе длительного восстановления Кало обратилась к живописи. Она рисовала, не вставая с кровати, на специальном мольберте. Первым объектом ее исследования стало собственное отражение.

Из-за аварии художница не могла выносить ребенка. Она посвятила полотно «Больница Генри Форда» случившемуся с ней в 1932 году выкидышу. «Кало стала первой художницей в истории, обратившейся к теме потери ребенка», — говорится на портале «Культура.РФ».

Впоследствии художница перенесла около 30 дополнительных операций из-за аварии. Но состояние ее здоровья ухудшалось. В 1953 году она приехала на свою первую персональную выставку в карете скорой помощи. В том же году художнице ампутировали правую ногу, чтобы остановить развившуюся гангрену. В 1954 году Кало умерла, в 1957-м не стало Диего Риверы.

Картины Фриды Кало: «Фрида и Диего Ривера», «Больница Генри Форда», «Сломанная колонна», «Две Фриды» и другие.

Картины Диего Риверы:росписи Министерства просвещения, Национального дворца, Министерства здравоохранения, Отеля «Прадо» в Мехико и другие.

Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги