5 фактов о работе Крамского. Шедевр называют «Джокондой русской живописи»

. Скандальная слава: современникам было ясно, какой статус у ее героини
Обновлено 31 октября 2023, 12:47
<p>Репродукция картины художника Ивана Николаевича Крамского &laquo;Неизвестная&raquo; (1883). Холст, масло. 75,5 &times; 99&nbsp;см. Из собрания Государственной Третьяковской галереи</p>
Фото: Владимир Вдовин / РИА Новости

Репродукция картины художника Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (1883). Холст, масло. 75,5 × 99 см. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

В 1883 году Иван Крамской (1837–1887) представил «Неизвестную» на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге. Новая работа прославленного портретиста немедленно привлекла к себе внимание широкой общественности и спровоцировала скандал. Со временем сложилось множество слухов и догадок о таинственной героине, изображенной на полотне.

Рассказываем о фактах и гипотезах, связанных с картиной, прозванной «Джокондой русской живописи», а также о личной жизни художника — его любви и семейных трагедиях.

Реакция на картину

«Кокотка в коляске — это не картина, а потуги (...). Как я желал бы прежнего Крамского. По-моему, он теперь на скользкой дороге!» — ведущий Виктор Татарский цитировал в передаче о шедеврах Третьяковской галереи письмо критика Владимира Стасова.

<p>Русский художник Иван Николаевич Крамской. Репродукция Фотохроники ТАСС</p>
Фото: ИТАР-ТАСС

Русский художник Иван Николаевич Крамской. Репродукция Фотохроники ТАСС

Произведение произвело фурор. «С выставки толпа выносит художника на руках. Но это слава с оттенком скандальности», — уточнили в посвященном Крамскому фильме телеканала «Культура». На полотне слишком много того, что в XIX веке считалось недопустимым. Героиня запечатлена одна в открытой коляске — такие прогулки рассматривались как признак дурного тона. К тому же первых зрителей возмутил социальный статус изображенной Крамским женщины. Его считали по одежде.

Статус по наряду

«Шляпка «Франциск» (последний крик сезона 1883 года), «шведские» перчатки и пальто «Скобелев», — рассказывают о наряде на сайте «Моя Третьяковка».

Первые зрители быстро поняли по нему, что носившая все это женщина не могла принадлежать к высшему свету. В конце XIX века у аристократов было не в почете гнаться за модой. На гостей выставки сверху вниз, скорее всего, смотрела дама полусвета — куртизанка или содержанка.

Личность героини картины

Домыслов и гипотез много. В ней узнавали любовницу великого князя Николая Николаевича балерину Екатерину Числову.

<p>Россия. Москва. Посетительница у картины &laquo;Неизвестная&raquo; (1883) художника Ивана Крамского на пресс-показе выставки &laquo;Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова&raquo; в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке</p>
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Россия. Москва. Посетительница у картины «Неизвестная» (1883) художника Ивана Крамского на пресс-показе выставки «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке

Еще одни слухи касались содержанки великого князя Константина Николаевича — балерины Анны Кузнецовой.

Есть версия, что Крамской работал над портретом Екатерины Долгоруковой, возлюбленной Александра II, впоследствии ставшей его морганатической супругой. Художник и правда был знаком с семьей императора — обучал его детей искусству живописи. Якобы заказчик — сам император, а Долгорукова хотела, чтобы ее изобразили на фоне Аничкова дворца, где жил наследник престола — будущий император Александр III, который так и не принял супругу отца и их детей. Долгорукова будто бы показывала, что и у нее есть возможность претендовать на престол.

<p>Репродукция гравюры Г. Афанасьева &laquo;Екатерина Долгорукова&raquo; из фондов Государственного Исторического музея</p>
Фото: РИА Новости

Репродукция гравюры Г. Афанасьева «Екатерина Долгорукова» из фондов Государственного Исторического музея

В 1881 году Александр II погибает, Долгорукову высылают из страны. Выставлять ее портрет было бы рискованно, замечают в Артархиве. Быть может, поэтому Крамской изменяет черты героини произведения.

Еще одна претендентка — крестьянка Матрена Саввишна. Она была супругой дворянина Бестужева. Девушка умерла вскоре после расставания с ним. Как и в случае с другими версиями, этот сюжет остается неподтвержденной гипотезой.

Угадывают в «Неизвестной» и черты дочери Крамского — Софии. Возможно, она позировала отцу.

Личная история художника

Художник был не понаслышке знаком с жизнью дам полусвета. Его супруга Софья Крамская (в девичестве Прохорова) была невенчанной женой другого художника, и тот бросил ее. «По понятиям того времени ее репутация была загублена», — рассказывают в Третьяковской галерее.

Крамской долгое время был тайно влюблен в Прохорову. В 1863 они поженились. Впоследствии художник говорил, что в молодости «угадал человека верно».

Художник написал несколько портретов супруги. Она же появляется на другом знаменитом произведении Крамского — картине «Неутешное горе», изображающей скорбь матери. К созданию полотна художника подтолкнула личная трагедия. За четыре года, что он потратил на эту работу, у него умерли двое детей.

<p>Репродукция картины &laquo;Неутешное горе&raquo; (1884) художника Ивана Крамского. Холст, масло.&nbsp;Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее</p>
Фото: РИА Новости

Репродукция картины «Неутешное горе» (1884) художника Ивана Крамского. Холст, масло. Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее

«Неизвестная» и Анна Каренина

«В контексте русской культуры рубежа веков она станет и Анной Карениной Толстого, и Настасьей Филипповной Достоевского, и «Незнакомкой» Блока», — рассказывают о «Неизвестной» на телеканале «Культура».

<p>&laquo;Портрет Льва Николаевича Толстого&raquo; (1873) Ивана Николаевича Крамского (1837&ndash;1887) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Репродукция</p>
Фото: О. Игнатович / РИА Новости

«Портрет Льва Николаевича Толстого» (1873) Ивана Николаевича Крамского (1837–1887) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Репродукция

Крамской был знаком с Львом Толстым — писал его портрет. Над картиной он работал в 1873 году — как раз тогда Толстой приступил к роману «Анну Каренина».

__

Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги