5 удивительных фактов о шедевре да Винчи. Такого о «Джоконде» вы не знали

. Вот как с шедевром связан Пикассо и как развенчали мифы о картине

Раскрыты малоизвестные факты о «Джоконде» да Винчи

Обновлено 25 сентября 2023, 06:24
<p>&laquo;Мона Лиза&raquo;, художник Леонардо да Винчи</p>
Фото: Global Look Press

«Мона Лиза», художник Леонардо да Винчи

Шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503–1519) — одна из самых узнаваемых и знаменитых картин. На портрете — Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Среди поклонников произведения — французский король Франциск I. Он купил полотно у да Винчи в 1518 году. С 1966 года картина выставлена в самом большом зале Лувра.

Об удивительных секретах и фактах, связанных со знаменитым полотном, читайте в подборке РБК Life.

Улыбка «Моны Лизы» меняется

Скорее всего, взгляд гостя музея сначала будет направлен прямо в глаза Джоконды. В этот момент центральная ямка — часть глаза, которая фиксирует детали — фокусируется на изображении глаз натурщицы. Контур губ уловит периферическое зрение. Оно не способно различать мелкие детали, так что ошибочно принимает тени, падающие от скул, за улыбку.

<p>Копия картины &laquo;Мона Лиза&raquo; на выставке в Музее Прадо в Мадриде (Испания) в 2021 году. Выставка была посвящена копиям и версиям картин, сделанным в мастерской Леонардо да Винчи при его жизни</p>
Фото: Atilano Garcia / Keystone Press Agency / Global Look Press

Копия картины «Мона Лиза» на выставке в Музее Прадо в Мадриде (Испания) в 2021 году. Выставка была посвящена копиям и версиям картин, сделанным в мастерской Леонардо да Винчи при его жизни

Если посмотреть прямо на губы, то ямка глаза зафиксирует все мелкие детали, а восприятие улыбки изменится.

Взгляд «Моны Лизы» следит за зрителем

Есть портреты, которые создают подобное впечатление. Но, по мнению доцента Гернота Хорстманна и научного сотрудника Себастьяна Лота из Билефельдского университета в Германии, у Джоконды такого эффекта нет.

Они опросили 24 человека. Участники опыта рассматривали картину на мониторе с высоким разрешением. Им нужно было определить направление взгляда Джоконды. Испытуемые находились на расстоянии 66 см от компьютера. Между ними и изображением была линейка. Участники оставались неподвижны, а вот линейку на протяжении всего эксперимента перемещали.

Также ученые решили проверить, не влияют ли на восприятие зрителя другие черты лица Джоконды. Поэтому изображение масштабировали. Например, участникам показывали только лицо и нос героини картины.

<p>Посетитель на выставке 2019 года в Афинах. Экспозиция была приурочена к 500-летию со смерти гения. Да Винчи родился&nbsp;15 апреля 1452 года в Италии и умер&nbsp;2 мая 1519 во Франции</p>
Фото: Lefteris Partsalis / XinHua / Global Look Press

Посетитель на выставке 2019 года в Афинах. Экспозиция была приурочена к 500-летию со смерти гения. Да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Италии и умер 2 мая 1519 во Франции

Согласно предыдущим исследованиям, эффект того, что изображенный на картине человек следит за своей аудиторией, создается, если взгляд героя полотна находится под углом 5° вправо или влево. Средний угол взгляда «Моны Лизы», определенный в исследовании Хорстманна и Лота, — 15,4° вправо, т. е. Джоконда вообще не смотрит на свою аудиторию.

Брови «Моны Лизы»

У нее их нет, как и ресниц. Французский инженер и изобретатель Паскаль Котт провел ультрадетальное цифровое сканирование картины. И выяснил, что брови у героини полотна все-таки изначально были. На 240-мегапиксельном скане он заметил следы левой брови Моны Лизы, давно уничтоженной в ходе реставрации.

Посредством сканирования Паскаль Котт также выяснил, что изначально лицо Моны Лизы было шире, а улыбка более выразительной.

Причина, по которой да Винчи не завершил портрет

В течение последних пяти лет своей карьеры Леонардо да Винчи продолжал преподавать и рисовать. Но несколько произведений все-таки остались незавершенными. Среди них и «Мона Лиза».

Специалист по пластической реконструктивной и эстетической хирургии Давид Лаззери и невролог Карло Росси из Италии предположили, что шедевр не был дописан из-за возникших у да Винчи проблем со здоровьем. У художника парализовало правую руку.

<p>Портрет Леонардо да Винчи, дата неизвестна (XVI век), Джованни Амброджо Фигино, рисунок красным мелом или сангиной, 41,6&thinsp;&times;&thinsp;28,2&thinsp;см (16,3&thinsp;&times;&thinsp;11,1 дюйма)</p>
Фото: Музей Галереи Академии, Венеция, Италия

Портрет Леонардо да Винчи, дата неизвестна (XVI век), Джованни Амброджо Фигино, рисунок красным мелом или сангиной, 41,6 × 28,2 см (16,3 × 11,1 дюйма)

Да Винчи был левшой. Паралич, вероятно, повлиял на способность держать кисти и палитру в правой руке. Считалось, что недуг был вызван инсультом. Но Лаззери и Росси выдвинули другую гипотезу.

Они изучили рисунок XVI века, приписываемый Джованни Амброджо Фигино. На нем правая рука да Винчи поддерживается повязкой, а пальцы сжаты, как когти птицы. На основании этого итальянские медики решили, что у да Винчи был паралич локтевого нерва, при котором рука может деформироваться как «когтистая лапа».

Пикассо подозревали в краже шедевра

21 августа 1911 года — день, когда в Лувре обнаружили пропажу «Моны Лизы». Начались поиски полотна. В журнале Paris-Journal даже появилось сообщение о вознаграждении в размере 50 тыс. франков за возвращение шедевра. Среди главных подозреваемых был знаменитый художник Пабло Пикассо.

<p>Испанский художник Пабло Пикассо</p>
Фото: George Stroud / Getty Images

Испанский художник Пабло Пикассо

В 1907 году бельгиец Жери Пьере, секретарь писателя и поэта Гийома Аполлинера, украл из Лувра две иберийские статуэтки и подарил их Пикассо. Пьере уезжал в Америку, но в 1911 году вернулся во Францию и заявил Аполлинеру о намерении украсть из Лувра еще несколько произведений искусства. Вопреки просьбам писателя отказаться от задумки, бельгиец вынес из Лувра другую статуэтку и представил ее на всеобщее обозрение в квартире Аполлинера. Поэт выгнал Пьере из своего дома. В тот же день из Лувра и пропала «Мона Лиза».

Аполлинер и Пикассо пытались избавиться от статуэток, украденных Пьере, — хотели выбросить их в реку. Но не смогли. В итоге Аполлинер принес скульптуры в редакцию Paris-Journal. Так на них вышла полиция.

<p>Гийом Аполлинер</p>
Фото: Wikipedia

Гийом Аполлинер

Художник и поэт предстали перед судом. Их оправдали.

Два года о судьбе шедевра не было никаких новостей, пока сотрудник Лувра Винченцо Перуджа не попытался продать картину итальянскому арт-дилеру. Последний и сообщил о нахождении картины властям. Перужда был осужден и получил срок восемь месяцев.

Популярность картины из-за этого ограбления только возросла.

<p>Винченцо Перуджа</p>
Фото: Wikipedia

Винченцо Перуджа

Поделиться
Авторы
Теги