5 интересных фактов о шедевре «Рождение Венеры». Тайны картины Боттичелли

. Кто изображен на картине и какой синдром связан с картиной
Обновлено 23 октября 2023, 14:50
<p>Рождение Венеры. Сандро Боттичелли</p>
Фото: uffizi.it

Рождение Венеры. Сандро Боттичелли

Картину «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (1445–1510) завершил приблизительно к 1485 году. Сейчас это одно из самых известных произведений искусства. Шедевр Ренессанса хранится в галерее Уффици.

Вот пять фактов о его создании, судьбе художника и влиянии картины на культуру.

Заказчик полотна

Вероятно, заказчиком полотна был кто-то из семьи Медичи, указывается в описании картины на сайте галереи Уффици. Один из ранних письменных источников относится к 1550 году. Тогда итальянский художник и скульптор Джорджо Вазари (1511–1574) рассказал о картине на вилле Кастелло, принадлежавшей младшей ветви влиятельной семьи Медичи.

Гипотеза основана на изображении апельсиновых деревьев на картине. Предположительно, они символизируют Медичи. Фамилия и название, которое носило растение, — mala medica — созвучны.

Любовь и муза

Считается, что на картине изображена Симонетта Веспуччи. Ее образ Боттичелли воспроизвел по памяти. Девушка умерла в 1476 году. Картину мастер писал в 1485–1486 годах. Ее же образ запечатлен на другом полотне Боттичелли — картине «Весна» (1482).

<p>Весна. Сандро Боттичелли</p>
Фото: uffizi.it

Весна. Сандро Боттичелли

Художник пережил Симонетту Веспуччи на 34 года. По завещанию Боттичелли его похоронили «в ногах» у музы в церкви Всех Святых во Флоренции.

Имя Симонетты Веспуччи тоже связано с представителем рода Медичи — Джулиано Медичи. Он устроил в честь Симонетты Веспуччи рыцарский турнир (официальным поводом для мероприятия стал союз Милана, Венеции и Флоренции). Правда, доподлинно неизвестно, связывали ли их романтические отношения.

Персонажи картины

На картине представлено, как богиня любви Венера (Афродита) плывет к берегу Кипра, острова, на котором ей поклонялись. Миф о ее рождении в изложении Гесиода был довольно жестоким. Богиня любви родилась из капель крови Урана. Последнего оскопил собственный сын Кронос. Титан откликнулся на просьбу своей матери и жены Урана Геи — Уран ненавидел отпрысков и возвращал их в тело супруги.

Кроме Венеры, на картине изображен бог ветра Зефир и, вероятно, Авра (ее имя переводится как «бриз»).

Встречает Венеру девушка, которую иногда идентифицируют как одну из Граций или богиню весны — ору Талло. В руках она держит накидку, чтобы скрыть наготу Венеры.

Влияние других произведений искусства

У изображенной на картине Венеры необычные пропорции тела: удлиненная шея и вытянутая левая рука. И все же произведение остается шедевром и одной из самых узнаваемых и популярных работ. Например, интерпретация этого полотна появилась на обложке Vogue за 15 июля 1931 года.

<p>Обложка Vogue за 15 июля 1931 года</p>
Фото: Vogue

Обложка Vogue за 15 июля 1931 года

В 1984 году Энди Уорхол выпустил серию шелкографических изображений с «Рождением Венеры». Основатель поп-арта переосмыслил легендарное произведение Ренессанса. Как отметили в аукционном доме Christie's, Уорхол освободил Афродиту от первоначального контекста и превратил в «Мэрилин» новой эпохи.

<p>Энди Уорхола переосмыслил полотно Боттичелли &laquo;Рождение&nbsp;Венеры&raquo;</p>
Фото: Christies

Энди Уорхола переосмыслил полотно Боттичелли «Рождение Венеры»

Сам же Боттичелли вдохновлялся красотой классических древнегреческих статуй. Фигуры Зефира с Аврой основаны на античной работе из коллекции Лоренцо Медичи (Великолепного).

Развевающиеся на ветру золотистые локоны Венеры — оммаж итальянскому писателю Леону Баттисте Альберти (1404–1472), уточнила историк Кристина Ачидини в статье для The Florentine. В трактате «О живописи» Альберти писал, что хотел бы видеть в волосах семь видов движения. В частности, он упоминал вьющиеся локоны, которые словно хотят сплестись в узел, развевающиеся по ветру волосы, подобные пламени. Часть прядей должны сплетаться друг с другом, как змеи.

«Опасные» картины

Зимой 2018 года итальянский турист перенес сердечный приступ после просмотра картины Боттичелли в галерее Уффици. Группа из четырех медиков использовала дефибриллятор, чтобы его спасти. В 2016 году перед легендарным полотном итальянского мастера у другого туриста случился эпилептический припадок.

Вероятно, это случаи синдрома Стендаля (также известен как флорентийский синдром) — стресса от созерцания великих произведений искусства. Среди симптомов — учащенное сердцебиение, головокружение, обморок, спутанность сознания и галлюцинации.

«Я не врач. И все, что я знаю, так это то, что посещение музеев, как наш, где много шедевров, может послужить причиной эмоционального, психологического и даже физического стресса», — сказал директор галереи Айке Шмидт, добавив, что кто-то упал в обморок перед «Медузой» Караваджо.

<p>Медуза (Голова Медузы). Караваджо. Ок. 1597 года&nbsp;</p>
Фото: uffizi.it

Медуза (Голова Медузы). Караваджо. Ок. 1597 года

Расстройство связано именно с флорентийским регионом и носит имя французского писателя Стендаля (Мари-Анри Бейль). В 1817 году во время поездки во Флоренцию он был так поражен величием произведений искусства, что почувствовал себя плохо.

Поделиться
Авторы
Теги