Древнего гигантского речного дельфина обнаружили в Амазонии

. Он жил 16 млн лет назад и вымер из-за изменения ландшафта

Останки вымершего древнего гигантского речного дельфина обнаружили в Амазонии

Обновлено 21 марта 2024, 13:07
<p>Окаменелость черепа самого большого дельфина в истории (Pebanista yacuruna), населявшего перуанскую Амазонку 16 млн лет назад и обнаруженного в ходе экспедиции. Выставлена в Музее естественной истории в Лиме, Перу</p>
Фото: Sebastian Castaneda / Reuters

Размером около 3,5 м и возрастом 16 млн лет: палеонтологи из Цюрихского университета объявили об открытии древнего вида пресноводных дельфинов в перуанском регионе Амазонки. Здесь нашли его окаменелые останки в ходе научной экспедиции. Об этом исследователи сообщили в релизе, опубликованном на сайте EurekАlert.

Как поясняется, речные дельфины — одни из самых редких современных китообразных, большинство современных видов которых находятся под угрозой исчезновения.

Новый вид, названный Pebanista yacuruna в честь мифического водного народа, населявшего бассейн Амазонки, был обнаружен в перуанской Амазонии. Сюжет об этом опубликовало и официальное информационное агентство правительства Перу в YouTube-канале Agencia de Noticias Andina.

Обложка видео
agencia.andina / YouTube

Сюжет о находке в Перу окаменелых останков крупного речного дельфина в Pebanista yacuruna

«Перу может объявить научному миру о новом сокровище: самый крупный речной дельфин Pebanista yacuruna жил 16 млн лет назад в прото-Амазонке, ныне регионе Лорето (самый большой регион страны, занимающий треть ее территории и имеющий наименьшую в Перу плотность населения из-за отдаленного расположения в районе дождевых лесов Амазонии). И самое удивительное, что он родственник китообразных, бороздящих реки Южной Азии», — говорится в репортаже.

Новый вид дельфинов принадлежит к Platanistoidea, группе дельфинов, которые были распространены в мировом океане 16–24 млн лет назад. Исследователи полагают, что их морские предки вторглись в богатые добычей пресноводные экосистемы прото-Амазонии и адаптировались к этой новой среде.

«16 млн лет назад Перуанская Амазония выглядела совсем не так, как сегодня. Большая часть амазонской равнины была покрыта системой озер и болот. Этот ландшафт охватывал территории нынешних Колумбии, Эквадора, Боливии, Перу и Бразилии», — говорит Альдо Бенитес-Паломино, ведущий автор исследования из отдела палеонтологии Цюрихского университета.

Когда около 10 млн лет назад описанный ландшафт начал уступать место современной Амазонии, эти изменения привели к исчезновению кормовой базы для Pebanista yacuruna. Гигантские дельфины в итоге вымерли. Изученная находка проливает свет на историю эволюции пресноводных дельфинов.

«Мы обнаружили, что его размер — не единственный примечательный аспект. Мы ожидали найти близких родственников ныне живущих дельфинов реки Амазонки, но оказалось, что ближайшими родственниками Pebanista являются южноазиатские речные дельфины (род Platanista)», — пояснил палеонтолог.

У Pebanista и Platanista очень развиты костные структуры черепа, связанные с эхолокацией — способностью «видеть», издавая высокочастотные звуки и слушая их эхо, на которое они в значительной степени полагаются при охоте. Удлиненная морда с множеством зубов позволяет предположить, что Pebanista питался рыбой, как и другие виды речных дельфинов сегодня.

Тропические леса Амазонки — один из самых суровых регионов для палеонтологических полевых исследований. Окаменелости доступны только в засушливый сезон, когда уровень рек достаточно низкий, чтобы обнажить древние породы. Если находки не собрать вовремя, повышение уровня воды во время сезона дождей смоет их, и они будут потеряны навсегда.

Голотип Pebanista yacuruna — единственный физический образец, на котором основано описание и название нового вида, — был найден еще в 2018 году и все это время тщательно изучался. Тогда экспедиция преодолела более 300 км по реке Напо, исследуя местность. Были собраны десятки окаменелостей, но самый большой сюрприз ждал в конце экспедиции. После почти трех недель исследований был найден большой череп дельфина, который теперь постоянно хранится в Музее естественной истории в Лиме (Перу).

Ранее палеонтологи идентифицировали новый вид ископаемых животных, который является кандидатом на звание самого тяжелого существа в истории планеты. Окаменелые останки гигантского древнего кита были найдены в пустыне на юге Перу. Новый вид назвали Perucetus colossus. Всего было найдено 18 костей доисторического гиганта: 13 позвонков, четыре ребра и часть бедренной кости. Этого ученым хватило, чтобы понять, насколько тяжелым мог быть этот кит.