«Три тысячи лет желаний». Как снята сказка о джинне с Тильдой Суинтон

. И почему ее обязательно нужно смотреть в кинотеатре
Обновлено 21 декабря 2022, 11:14
Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer

В прокат вышла фэнтезийная драма «Три тысячи лет желаний». Это новая визионерская лента режиссера Джорджа Миллера — автора «Иствикских ведьм» и постапокалиптической франшизы «Безумный Макс». Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор Telegram-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает, с чем австралийский мэтр вернулся в большое кино после семилетней паузы.

О чем фильм

Алитея (Тильда Суинтон) — современная вариация Шахерезады, а если точнее — узкопрофильный специалист-нарратолог. Ее область деятельности — истории в самом широком понимании. Она интересуется сказаниями разных стран, начиная с процесса их написания и заканчивая тематической разнородностью. На теории сказки она буквально «съела собаку», с легкостью жонглирует терминами на очередной конференции, завлекая любознательные умы в пучину сторителлинга.

Обложка видео

В скором времени Алитею ждет путешествие в Стамбул в качестве почетной гостьи научной конференции нарратологов. Кстати, летит она рейсом авиакомпании Shahraza, чтобы у самых внимательных зрителей совсем не осталось сомнений, кто перед ними. Во время прогулки по Гранд-базару ей в руки попадает пузырек с пробкой, который беспечно хранился у торговца в одной из многочисленных лавок. Вернувшись в номер, Алитея обнаруживает, что из крошечного сосуда выбирается Джинн непомерно огромных размеров (Идрис Эльба). Дальше все как в сказке — искра безумия, три заветных желания и тарелка восточных сладостей, чтобы наладить коммуникацию. Еда — всему голова.

Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer

Как снято

Захватывающе красиво, величественно и торжественно. Одна часть повествования разворачивается в интерьерах гостиничного номера героини Суинтон, практически незаметных, декоративных за лицами главных героев, которые сковывает то оторопь, то живые эмоции. Другая, основная, часть фильма представляет собой погружение в определенные исторические контексты — здесь никто равнодушным не останется.

В увлекательном диалоге Алитеи и Джинна рождается отдельная история (вот это поворот!), в центре которой похождения самого магического духа. Это головокружительная эпопея из любви, предательства, мести, страсти, насилия, тайн и разочарований. Переходя от хозяина к хозяину, Джинн познал каждый уголок многогранной жизни. Каждый из обладателей заветной волшебной лампы пребывал в определенном историческом периоде. Джинн внутри сосуда перемещался сквозь пространство и время, а иногда и застревал между эпохами на десятки и сотни лет.

Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer

Джордж Миллер очень подробно и детально воссоздает различные страны и эпохи, помогая всецело проникнуться атмосферой событий. В основном перед нами Турция, которую то разрывает, то объединяет человеческое эго. В кадре правители и дворяне, воины и наложницы, матери и сыновья — множество героев, ведомых собственными мотивами, встречают Джинна, обращаясь с ним по своему усмотрению.

Кто снял

Джордж Миллер, именитый кинематографист, известный в первую очередь благодаря постапокалиптической франшизе «Безумный Макс». Впрочем, в фильмографии австралийского мэтра есть не только приключения полицейского Макса Рокатански. Миллер — создатель и детских историй: в 1990-е он подарил нам фильм о деревенском поросенке «Бэйб: Четвероногий малыш», а в 2000-х — дилогию о пингвинах «Делай ноги».

В основе сценария визуально-романтического эпоса «Три тысячи лет желаний» — рассказ английской писательницы Антонии Сьюзен Байетт с не менее длинным названием «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз». Это один из сказочных рассказов, изданных в Великобритании в середине 1990-х. Адаптировал первоисточник сам Миллер. Режиссер принадлежит к категории «пишущих» и иногда лично, иногда с соавторами работает над историями своих будущих картин.

Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer

Особое внимание в фильме занимает визуальная часть. Окружающий мир, костюмы героев и даже детали интерьеров (масса событий происходит в закрытых пространствах) очаровывают и захватывают внимание, не отпуская вплоть до финала. Художник-постановщик фильма Роджер Форд в разные годы работал над такими проектами, как «Хроники Нарнии», «Месть от-кутюр» и «Кролик Питер», а набирался опыта на классическом сериале «Доктор Кто» из 1960-х. Все эти проекты были трамплином для масштабной постановки «Трех тысяч лет желаний».

За костюмы и стилистику внешних образов героев отвечала Ким Барретт. В ее арсенале и трилогия «Матрица», и фэнтези «Эрагон», и супергеройские миры Marvel («Аквамен», «Шан-Чи и легенда десяти колец»). В фильме Миллера вместе с эпохами сменяются и наряды героев. На примере образов турецких султанов, воинов и наложниц можно воочию наблюдать пресловутую цикличность моды.

Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer

Кто снялся

Несомненно, главные действующие лица — Тильда Суинтон и Идрис Эльба. Для андрогинной, буквально инопланетной Суинтон образ нарратолога Алитеи — интересный эксперимент. Ее персонаж — женщина средних лет, которая добилась успеха в узкопрофильном направлении; востребованный специалист, которого ценят и знают коллеги по всему миру. Но ничего не известно ни о ее семье, ни об отношениях с мужчинами.

Совсем другой «полюс» — Джинн Эльбы. Это гигант (сначала тела, но в конечном счете и мысли), внутри которого живет не вполне целеустремленный хитрец. Первую половину фильма кажется, что он действует хаотично и не идет по какому-то плану, посвящая Алитею в детали своего прошлого. В дальнейшем истинная мотивация раскрывается и многое из скрытого становится явью, «ружья» стреляют, гештальты закрываются, логика не страдает. Если бы это произошло в художественной вселенной, где существуют нарратологи, Миллера нельзя было бы ни понять, ни простить.

Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer

Плюсы, минусы, подводные камни

«Три тысячи лет желаний» — новаторский проект и для Миллера, и для фэнтезийных романтических историй в целом. Сразу и не разберешь, с чем это красочное торжество можно было бы сравнить; диснеевский «Аладдин» встречает «Принца Персии», которого в параллельной вселенной снял бы Квентин Тарантино — возможно, но очень условно. Те, кто ждал от австралийского режиссера нечто в духе предыдущих работ, могут быть разочарованы: между «Безумным Максом» и «Желаниями» непреодолимая пропасть. Это не плохо, не хорошо, а просто факт. Перед нами очень разные фильмы: авторы взрослеют, меняется их оптика, взгляды и приоритеты — это стоит принять во внимание, когда (если) вы соберетесь смотреть «Три тысячи лет желаний».

Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer

Местами фильм буквально зачаровывает, прямо как джинн саму Алитею, — настолько, что невозможно оторваться от красоты на экране. В этом плюс, но в то же время и минус фильма. Может казаться, что за идеальной формой теряется нить повествования, ускользают подтексты и некоторые детали трансформации внутреннего стержня героини Суинтон. К слову, за почти два часа хронометража зрители становятся свидетелями увлекательной рокировки: именно персонаж Тильды становится не рассказчиком, а героем истории. Ведь фильм мы видим глазами Джинна — существа, о происхождении и мотивах которого Алитея должна бы знать все в силу профессии.

В кадре сочетаются приземленный реализм женщины, отвечающей за науку повествования и ее строгие правила, и мир волшебства и магии, где в центре — мужчина, который властвует над рассказом так, как ему вздумается. Инь и Ян в совершенно нетривиальном сеттинге объединяются под привычным знаменем. Да, это кино о любви, как бы просто это ни звучало. О любви, историю которой у вас совсем не скоро получится забыть.

Metro Goldwyn Mayer
Фото: Metro Goldwyn Mayer
Поделиться
Авторы
Теги