Искусство и агитация. Чем удивит советская фотография 1920–30-х

. Что можно увидеть на выставке в центре визуальной культуры Béton

В центре Béton откроется выставка советской фотографии 1920–30-х годов

Обновлено 29 марта 2024, 07:08
<p>И. Шагин. Молодость&nbsp;</p>
Фото: Пресс-служба Béton

И. Шагин. Молодость

Поэт Владимир Маяковский и маленький черный пес у него на руках, бегуны в моменте спортивной экспрессии, юная особа с ощущением счастья и беззаботности на лице. Повседневные моменты, знаковые события, известные люди и просто узнаваемые ситуации и ощущения представлены на снимках из коллекции «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов». Выставка откроется в столичном центре визуальной культуры Beton 5 апреля и продлится до 26 мая.

Организаторы поделились с РБК Life кадрами экспозиции и подробностями.

О выставке

В экспозиции более 100 работ 50 мастеров, чьи снимки отражают один из самых ярких и важных периодов в развитии не только отечественной, но и мировой фотографии. На выставке представлены только авторские аутентичные отпечатки того времени. Авторы демонстрируются по алфавиту, тем самым кураторы проекта не оценивают вклад того или иного фотографа в развитие искусства этого периода. Как поясняется, для создания полной картины наряду со знаменитыми мастерами (Родченко, Шайхет, Игнатович) представлены и гораздо менее известные имена, среди которых Кудояров, Кислов, Шиманский.

О ситуации в фотоискусстве того времени

В СССР в 1920–30-х происходило становление советского репортажа, формировался новый визуальный язык фотографического авангарда.

<p>А. Родченко. Владимир Маяковский со Скотиком</p>
Фото: Пресс-служба Béton

А. Родченко. Владимир Маяковский со Скотиком

Участники группы «Октябрь» придерживались авангардного конструктивистского направления в фотографии. Их новаторские художественные приемы оставались не менее, а в ряде случаев даже более значимы, чем актуальность снимаемого сюжета. Ракурсная съемка, диагональная композиция, активный передний план, кадрирование, акцент на силуэте снимаемого объекта — все эти визуальные средства показывали довольно банальные производственные сюжеты с необычных точек зрения.

«Такие изображения должны были, согласно представлениям самих авангардистов, заставить зрителя взглянуть на мир по-новому, заразить его энергией революционной эйфории, ощутить грандиозность и стремительность современных экономических и социальных преобразований. Однако такие фотоизображения часто вызывали у публики недоумение, они не совпадали с консервативными представлениями населения о визуальном произведении. Это делало такие изображения непригодными для агитации и пропаганды», — пояснили в Beton.

Про новый визуальный метод

Возникла потребность в поиске адекватной альтернативы уже существовавшим в фотографии визуальным концепциям. Нужен был универсальный визуальный метод, решающий весь спектр агитационных задач.

<p>А. Шайхет. Монтаж глобуса на здании Центрального телеграфа в Москве&nbsp;</p>
Фото: Пресс-служба Béton

А. Шайхет. Монтаж глобуса на здании Центрального телеграфа в Москве

«Данный метод, который стал впоследствии именоваться социалистическим реализмом, должен был быть одновременно доступным массам, максимально убедительным и способным транслировать под маской действительности политически ангажированное содержание. Фотографии социалистического реализма стали визуально приятны зрителю, и это побуждало согласиться и с политическим содержанием этих работ», — рассказали кураторы выставки.

Примечательно: на выставке публика увидит не только сами отпечатки, но оригинальные журналы «СССР на стройке», детские книги, иллюстрированные фотографиями мастеров этого периода. Авторы экспозиции полагают, что все вместе это позволит зрителю увидеть полноценную картину отечественной фотографии 1920–30-х годов.

<p>А. Родченко. Бегуны&nbsp;</p>
Фото: Пресс-служба Béton

А. Родченко. Бегуны

Ранее РБК Life рассказал о выставке, которая в начале марта открылась в Еврейском музее — экспозиция включает более 100 живописных и графических работ Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Штеренберга и других мастеров, работавших в 1920-х годах в России.

Поделиться