Как незаконный оборот табака бьет по бюджетам стран и здоровью населения

. И почему российский опыт борьбы может оказаться полезен во всем мире
Обновлено 01 марта 2024, 12:46
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Незаконная торговля табачными изделиями подрывает усилия по сокращению потребления табака и обходится бюджетам страны в десятки миллиардов долларов в виде неполученных налоговых поступлений.

По самым свежим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), незаконный оборот табачных изделий составляет около 11% от общего объема сбыта. При этом суммарные налоговые потери стран ежегодно составляют около $47,4 млрд. Такие данные были приведены ВОЗ в рамках третьей сессии совещания сторон Протокола Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ) ВОЗ о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, которая в этом году проходила в Панаме с 12 по 14 февраля.

Сам протокол об искоренении незаконной торговли табаком был принят сторонами РКБТ ВОЗ еще в ноябре 2012 года.

Этот документ в первую очередь призывает к усиленному контролю цепей поставок табачной продукции с помощью лицензирования, мониторинга, отслеживания, учета, а также регулирования продаж табачных изделий через интернет и в зонах, свободных от уплаты налогов и пошлин.

Кроме того, Протокол РКБТ ВОЗ о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями содержит положения, обязывающие страны осуществлять любое взаимодействие с производителями табачных изделий с максимальной прозрачностью.

Российский опыт

Константин Кокошкин / Russian Look / Global Look Press
Фото: Константин Кокошкин / Russian Look / Global Look Press

Россия пока формально не является стороной Протокола РКБТ ВОЗ о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, однако успешный опыт нашей страны в борьбе с нелегальным оборотом табачных изделий и никотинсодержащей продукции востребован международными экспертами на глобальных площадках, в частности на совещании сторон упомянутого выше протокола, которое состоялось в Панаме.

Дело в том, что в последние годы в Российской Федерации проводилось масштабное реформирование национального законодательства, которое ориентировалось именно на положение ст. 15 РКБТ ВОЗ и ключевые требования Протокола РКБТ.

Базовые меры, направленные на предотвращение незаконной торговли табачной продукции, в отечественном законодательстве предусмотрены в Федеральным законе об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака и никотинсодержащей продукции от 2013 года.

Однако в 2023 году был принят новый закон о государственном регулировании табачной продукции, который, среди прочего, систематизировал контроль за оборотом табачного сырья и оборудования через механизм лицензирования.

Так, в стране появилась специальная система государственной регистрации производственного оборудования и были введены более строгие требования к учету объема производства и оборота табачного сырья и никотинсодержащей продукции.

Также были введены требования к обязательному изъятию и уничтожению нелегальной табачной продукции, находящейся в незаконном обороте, и оборудования, используемого для ее производства. Повысилась административная и уголовная ответственность за нарушение требований обязательной маркировки табачной продукции.

Однако в Минпромторге главным элементом комплекса мер по борьбе с нелегальным оборотом табака считают учреждение в 2019 году цифровой системы прослеживаемости и обязательной маркировки средствами идентификации табачной продукции.

Цифровое регулирование

Константин Кокошкин / Russian Look / Global Look Press
Фото: Константин Кокошкин / Russian Look / Global Look Press

По словам замглавы Минпромторга России Екатерины Приезжевой, новая цифровая система учитывает и во многом превышает требования Протокола РКБТ ВОЗ.

Информационная система маркировки уже достаточно успешно используется для мониторинга за оборотом табачной продукции посредством нанесения на нее уникального двухмерного матричного кода, который также известен как DataMatrix.

«Востребованность российского опыта в области системы цифровой маркировки и организации системы прослеживания прямо указывает на то, что действующее отраслевое регулирование в нашей стране — одно из самых современных в мире. Мы уверены, что дальнейшее инновационное развитие национального законодательства невозможно без обмена опытом с заинтересованными странами на международных площадках, таких как Совещание Сторон Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями в Панаме или мероприятий ЕАЭС и БРИКС. Такое позитивное сотрудничество даст новый импульс межстрановому сотрудничеству».

Артем КирьяновЗаместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике

Цифровой учет позволяет отследить движение каждой единицы продукции, будь то пачка сигарет или просто фасованный табак, по всей товаропроводящей цепи, поскольку каждый матричный код маркировки позволяет однозначно убедиться в подлинности продукции.

«Сегодня действие цифровой системы прослеживаемости маркировки распространяется более чем на 120 тыс. юридических лиц в отношении табачной продукции. Совокупный эффект от пресечения нелегального оборота табачной продукции составил 245 млрд руб. в виде получения налоговых доходов. Объем нелегального рынка табака стабилизировался и демонстрирует тенденции к снижению. Так, 18 табачных производств было легализовано, 45 нелегальных — закрыто», — отметила в своем выступлении на третьей сессии совещания сторон Протокола РКБТ ВОЗ замглавы Минпромторга России Екатерина Приезжева.

Притом что, по данным ВОЗ, пока лишь 57% стран, подписавших Протокол РКБТ ВОЗ о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, внедрили требуемую систему отслеживания и прослеживания табака, все больше стран проявляют интерес именно к цифровому формату таких систем.

«Применение цифровых инструментов в регулировании позволяет современными методами обеспечивать эффективное внедрение и контроль исполнения законодательства, положительно влияет на пользовательский опыт и доверие населения. Внедрение технологичных решений, включая цифровую маркировку, показывает цифровую зрелость страны. Мы формируем лучшие практики, опыт внедрения которых интересует другие страны и международные площадки», — подытоживает Екатерина Генкина, международный эксперт по управлению изменениями, соавтор исследования ООН по достижению цифровой устойчивости стран.

Поделиться
Авторы
Теги