Как в мире борются с курением и какие действуют ограничения

. Почему инициативы ВОЗ могут нести в себе дополнительные риски
Обновлено 14 февраля 2024, 09:40
Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Одной из главных тем международной повестки в сфере здравоохранения остается борьба с заболеваниями, вызываемыми употреблением табака. На сегодняшний день в большинстве стран мира эти меры регламентируются Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). Это самая популярная рамочная конвенция ВОЗ. К ней уже присоединилось 183 страны, в которых проживает более 90% населения Земли.

Сама конвенция вступила в силу в 2005 году. Тогда борьба с курением началась с запрета рекламы сигарет. Сначала была запрещена наружная реклама табачных изделий, а все последующие годы комплекс запретительных мер лишь расширялся и ужесточался.

<p>В сигаретном цехе табачной фабрики</p>
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

В сигаретном цехе табачной фабрики

Так, странам, присоединившимся к конвенции, необходимо было запрещать любую прямую и непрямую рекламу табачной продукции, показывать курение на ТВ и в сериалах, а также ограничивать возможности спонсорства мероприятий табачными компаниями. Ужесточались и требования к торговле табачными изделиями: запрещалось использование ярких упаковок и открытая выкладка в магазинах. Также конвенция рекомендовала запретить курение везде, кроме специально предназначенных мест.

По последним данным, озвученным в рамках 10-й Конференции сторон РКБТ, за первые два десятилетия XXI века доля взрослого населения Земли, употребляющего табачные изделия, снизилась с 33 до 22%, несмотря на то, что население планеты продолжало расти.

Однако при этом в организации признают, что эффективность антитабачных мер конвенции снижается. Так, по словам главы секретариата РКБТ доктора Адриана Бланко Маркизо, вновь растет доступность содержащих никотин продуктов и табачных изделий. А особую тревогу у нее вызывает рост использования никотинсодержащих продуктов несовершеннолетними.

Причем если в богатых регионах мира темпы отказа от курения лишь снижаются, то в бедных странах число курильщиков, увы, растет. Проблему создает и то, что разные страны, ратифицировавшие конвенцию, находятся на разных этапах продвижения предложенных мер по борьбе с курением. Прогресс в реализации отдельных статей РКБТ остается неравномерным.

Фадеичев Сергей / ТАСС
Фото: Фадеичев Сергей / ТАСС

Россия присоединилась к РКБТ в 2008 году. Внедрение мер конвенции курировалось Министерством здравоохранения. После чего в течение последующих нескольких лет был принят ряд антитабачных законов — в области как ужесточения налоговой политики, так и общественного порядка. В частности, запрет на демонстрацию табачных изделий по ТВ, а также запрет на курение в общественных местах.

Эффект, безусловно, был, однако последние несколько лет статистика свидетельствует, что запретительные меры борьбы с потреблением табака практически исчерпали себя. Так, по данным опросов ВЦИОМ от июля 2022 года, доля курильщиков в России остается неизменной уже пять лет и составляет 33% населения страны.

Собственно, именно по этим причинам положения конвенции в последние годы стали предметом споров не только в нашей стране, но и по всему миру. Сторонники призывают к продолжению их безоговорочного внедрения в национальные законодательства, тогда как оппоненты такого подхода указывают на то, что содержание положений устарело и одни лишь запреты решить проблему не смогут. Более того, в ходе Конференций сторон ВОЗ пытается продвигать все новые запретительные меры, которые уже выходят за периметр обязательных положений конвенции.

Кроме того, эксперты считают, что введение новых и более жестких ограничений и запретов может иметь негативный эффект и резко увеличить рынок нелегальной продукции.

Peter Macdiarmid / Getty Images
Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images

«Конечно, необходимо стремиться к тому, чтобы полностью избавиться от вредного воздействия табака в России. Но количество курильщиков за последние несколько лет в стране остается неизменным — это почти 30 млн человек. Это значит, что действующие сейчас ограничительные подходы больше не работают. И в случае продолжения внедрения ограничений эти заядлые курильщики перейдут к потреблению нелегальных продуктов», — рассказал РБК Life доктор экономических наук, директор Института экономики, управления и права МГПУ Руслан Абрамов.

Cобеседник ссылается на опыт Панамы, где сейчас как раз проходит 10-я Конференция сторон под эгидой РКБТ ВОЗ. По словам Абрамова, правительство Панамы ввело строгие ограничения в отношении потребления табачной и никотинсодержащей продукции, что привело к сокращению доли курящих до менее чем 5% населения. Вместе с тем, по данным организации Crime Stopper, 92% панамских курильщиков потребляют исключительно нелегальную продукцию.

Давид Акопян / РБК
Фото: Давид Акопян / РБК

Еще одна проблема строгих ограничительных мер — социально-экономическая. Параллельно с Конференцией сторон под эгидой РКБТ ВОЗ в Панаме проходят демонстрации местных производителей табака и сигар, к которым присоединились и их коллеги из соседней Колумбии, а также из Коста-Рики и Никарагуа. Львиная доля их продукции уходит на экспорт, однако фермеры опасаются, что введение все новых, более жестких ограничительных мер может серьезно ударить по их бизнесу или вовсе уничтожить его окончательно. Такое развитие событий может привести к сокращению целой экономической отрасли сразу в нескольких странах Латинской Америки. Меры по отказу от выращивания табака и переходу на альтернативные сельскохозяйственные культуры уже предусмотрены в статьях 17 и 18 РКБТ.

Один из участников демонстрации, представившийся как Хосе, в беседе с корреспондентом РБК Life рассказывает, что приехал на шествие как делегат сразу нескольких ферм из Колумбии, где выращивают табак и изготавливают сигары. По его словам, ограничения с каждым годом усложняют их работу и если в регионах поставок их продукции будут приниматься столь строгие меры, как в Панаме, то фермы и производства могут очень быстро закрыться.

Давид Акопян / РБК
Фото: Давид Акопян / РБК

«На наших предприятиях работают свыше 500 человек. И если мы останемся без работы, то скорее умрем от голода, чем от курения», — подытоживает фермер.

Оглядываясь на опыт Панамы, о потенциальном негативном социально-экономическом эффекте предупреждает и Руслан Абрамов.

«Учитывая потенциальный экономический эффект — сейчас табачная отрасль пополняет бюджет с учетом всех налогов и сборов почти на 1 трлн руб., — очевидно, что при реализации антитабачного регулирования необходимо учитывать интересы государства и совершеннолетних курильщиков. То есть обеспечить совместную работу максимально возможного количества федеральных органов власти для искоренения самих предпосылок функционирования нелегального рынка, исключить доступ несовершеннолетних к табачной и никотинсодержащей продукции и работать с совершеннолетними курильщиками, учитывая инновационный потенциал табачной отрасли», — говорит Абрамов.

Вопрос о том, как лучше бороться с курением, остается открытым. Статистика последних лет показывает, что у стратегии тотальных запретов снижается эффективность. Кроме того, такой подход несет в себе дополнительные экономические и социальные риски.

Между тем, некоторые страны, такие как Великобритания, Канада и Новая Зеландия, в борьбе с курением достаточно успешно используют альтернативный метод — концепцию модификации рисков, допускающую использование бездымных никотинсодержащих продуктов, которые, как уже научно доказано, имеют сниженное воздействие на организм курильщиков в сравнении с курением сигарет. И такой подход с сравнительной оценкой рисков вместо тотальных запретов кажется куда более разумным в борьбе с потреблением табака.

Поделиться