Выращенная в космосе зелень оказалась опасной. Что с ней не так

. Микрогравитация на МКС сделала салат и рукколу источником инфекций

Выращенная на МКС зелень оказалась источником инфекций из-за микрогравитации

Обновлено 26 января 2024, 10:17
<p>Выращенная в условиях микрогравитации зелень</p>
Фото: University of Delaware

Выращенная в условиях микрогравитации зелень

Исследовательская группа обнаружила, что салат и другие растения более восприимчивы к бактериальным инфекциям в космосе, чем на Земле. Об этом заявили в американском Университете штата Дэлавер (University of Delaware, UD) и поделились выводами по итогам собственных опытов, проведенных в среде, приближенной к космической. Статья опубликована в научном журнале Scientific Reports.

Команда пришла к выводу, что микрогравитация на Международной космической станции (МКС) делает растения более уязвимыми для патогенов, в изобилии обитающих на борту станции. Среди них есть и опасные для человека микробы, включая кишечную палочку и сальмонеллу.

C учетом того, что Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and space administration, NASA) и частные компании, такие как SpaceX, вкладывают миллиарды долларов в освоение космоса, меньше всего хочется, чтобы вспышка болезней пищевого происхождения на борту МКС стала причиной провала миссии, пояснили в университете.

Примечательно: три года назад NASA включило выращенный в космосе салат в меню астронавтов на борту Международной космической станции. Помимо основных продуктов космического питания, они могут разнообразить рацион зеленью, выращенной в контрольных камерах на борту МКС. В этих камерах обеспечивается нужная среда, необходимая растениям.

Сотрудники Университета Делавэра выращивали салат в специальных камерах, имитирующих космическую невесомость. Растения, выращенные в UD, подвергались воздействию моделируемой микрогравитации путем вращения. Оказалось, что растения в условиях искусственной микрогравитации на самом деле были более склонны к инфекциям, вызванным человеческим патогеном, сальмонеллой.

Все дело в устьицах. Так называют крошечные поры в стеблях и листьях, которые растения используют для газообмена и в качестве защитного механизма, когда оно чувствует поблизости стрессовый фактор, например бактерии. Но в условиях микрогравитации кустики салата по какой-то причине не закрывают поры при появлении микробов. Поэтому в космосе зелень будет гораздо уязвимее для сальмонелл, чем на Земле. Специалисты выяснили, что для приведения защитной системы растений в замешательство достаточно вращения с небольшой скоростью, то есть минимальной микрогравитации.

Чтобы решить проблему, исследователи предложили стерилизовать семена перед их отправкой в космос. Еще одним фактором успеха может стать коррекция генетики растений, чтобы они не могли слишком широко раскрывать устьица в космосе. В этом направлении специалисты университета и намерены продолжить свои исследования космической зелени.

<p>Изображения устьичных отверстий растений салата в условиях искусственной микрогравитации</p>
Фото: University of Delaware

Ранее японским ученым удалось вырастить овощи в почве, ,аналогичной по составу песка и камней той, что была доставлена с астероида Рюгу космическим кораблем «Хаябуса-2» в 2020 году. В ходе эксперимента использовали почву, которая точно воспроизводила состав образцов, привезенных с астероида, включая 23 типа аминокислот, многочисленные органические вещества и кремний. В этой питательной среде удалось вырастить гречку, салат и рукколу. Гречиха зацвела, а салат вырос до съедобных размеров. Как признался профессор Накамура из Университета Окаямы, он «был потрясен и плакал, когда семена проросли». Это достижение позволит в перспективе обеспечивать продовольствием космические миссии переселенцев на новые планеты, считают экспериментаторы.