Новое исследование объяснило тайну гигантских кратеров в Сибири

. Уникальные воронки в почве могли появиться из-за изменения климата

EarthArXiv: потепление стало причиной образования гигантских кратеров в Сибири

Обновлено 19 февраля 2024, 11:56
BBC Earth Science / Youtube
Фото: BBC Earth Science / Youtube

Уникальные для Сибири гигантские кратеры могли возникнуть из-за взрывов природного газа, спровоцированных изменением климата. Об этом сообщил портал New Scientist со ссылкой на исследование ученых из Университета Осло (Норвегия), опубликованное в журнале EarthArXiv.

Первый из этих кратеров, который теперь называют «кратерами газового выброса», был открыт в 2012 году на российских полуостровах Ямал и Гыдан. С тех пор в регионе было обнаружено по меньшей мере семь других подобных природных объектов. Некоторые кратеры имеют глубину более 50 м и ширину более 20 м. Больше нигде подобного ученые не встречали, кратеры уникальны и присутствуют именно на этой территории. Это позволило авторам нового исследования предположить, что образование кратеров связано с особенностями ландшафта, а именно — с запасами природного газа. Эксперты предполагают, что характерные структуры вызваны скоплением горячего газа под вечной мерзлотой. Увеличение арктических температур могло настолько ослабить вечную мерзлоту, что газ взорвался через ее поверхность.

Обложка видео
BBCEarthScience / YouTube

Съемка с воздуха гигантских кратеров в Сибири

Исследователи выдвинули мнение, что кратеры образовались из-за горячего, богатого метаном природного газа, бьющего из геологического разлома в отложениях под вечной мерзлотой. Тепло, исходящее от газа, растапливает вечную мерзлоту снизу, в то время как рост атмосферных температур ослабляет ее на поверхности, что в конечном итоге вызывает выброс метана и взрыв. Исследователи отмечают, что на территории полуостровов может быть гораздо больше воронок газового выброса. Некоторые кратеры, возможно, заполнили вода и осадки, сделав их «невидимыми».

Увеличение числа таких кратеров из-за изменения климата может представлять опасность для нефте- и газопроводов в регионе, а выделяемый ими метан вреден для здоровья людей. Ранее были версии, что кратеры образовались после того, как оттаявшие участки вечной мерзлоты расширились и наполнились метаном и другими газами, образующимися из вечной мерзлоты.

BBC Earth Science / Youtube
Фото: BBC Earth Science / Youtube

В вечной мерзлоте Земли заключено гигантское количество парниковых газов, микробов и химикатов. Арктическая вечная мерзлота содержит около 1700 млрд метрических тонн углерода, включая метан и углекислый газ.

Ранее ученые из Арктического университета Норвегии совместно с исследователями из некоммерческой компании REV Ocean обнаружили в Баренцевом море метановый вулкан. Он расположен в 130 км к югу от Медвежьего острова и был открыт при помощи специального поискового беспилотного аппарата ROV Aurora. Выяснилось, что он расположен внутри кратера, ширина которого составляет 300 м, а глубина — 25 м. Наблюдение за ним показало, что вулкан непрерывно извергает мутную жидкость, богатую метаном. Ученые считают, что он возник в результате извержения, которое произошло около 18 тыс. лет назад.