В Эрмитаже проходит выставка «Салоны Дидро». Чем она примечательна

. Проект воссоздает парижские салоны XVIII века — первые показы искусства
Обновлено 12 января 2024, 14:10
<p>Огюстен Пажу. Монумент в память ландграфини Анастасии Гессен-Гомбургской (1730&ndash;1809). Мрамор</p>
Фото: Государственный Эрмитаж

Огюстен Пажу. Монумент в память ландграфини Анастасии Гессен-Гомбургской (1730–1809). Мрамор

Салоны, то есть публичные выставки французской Королевской академии живописи и скульптуры, благодаря критическим обзорам философа и литератора Дени Дидро становились ярким событием в художественной жизни Парижа XVIII века. Таким же стал совместный проект Пушкинского музея и Государственного Эрмитажа «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», открывшийся 8 декабря в Николаевском зале Зимнего дворца.

В экспозицию, организованную при поддержке банка ВТБ, поместили более 200 произведений — достаточно, чтобы познакомить современного зрителя с парижскими салонами XVIII века. Работы прославленных художников, таких как Жан-Батист Грез, Клод Жозеф Верне, Батист Симеон Шарден, Антуан Гудон, живопись, гравюры, рисунки и предметы декоративно-прикладного искусства сопровождают тексты Дидро и его современников.

<p>Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году. Бумага, гравюра резцом</p>
Фото: Государственный Эрмитаж

Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году. Бумага, гравюра резцом

Что это событие расскажет посетителю? Как заметила старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева, выставка представляет «панораму французского искусства XVIII века — от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма». Проект позволит приобщиться к искусству эпохи Просвещения и по-новому взглянуть на историческую ретроспективу этого периода, добавила она.

Повествование идет от основ: Людовик XIV в 1667 году учреждает салоны, то есть показы работ, созданных в Академии художеств, и так рождается выставочная деятельность с демонстрациями в Пале Рояль и Большой галерее Лувра, а также в Квадратном салоне Лувра, который и дал название знаменитым выставкам.

Далее внимание переключается на публичные показы в Лувре и охватывает целое столетие, многие экспонаты позаимствованы из знаменитых собраний Екатерины II и Павла I, князей Голицыных и Воронцовых-Дашковых, графа Строганова и других. Предметы расположены в хронологическом порядке салонов и дополнены печатными изданиями и документами, критикой XVIII века и экземплярами рукописного журнала «Литературная корреспонденция», который выписывала и российская императрица, и польский король Станислав-Август Понятовский, и шведский монарх Адольф-Фредрик.

<p>Жан-Баттист Грёз. Паралитик.&nbsp;Холст, масло</p>
Фото: Государственный Эрмитаж

Жан-Баттист Грёз. Паралитик. Холст, масло

Разумеется, посетители найдут среди экспонатов livrets — лаконичные буклеты и подробные издания, в которых содержится информация о произведениях.

На этикетках и экспликациях представлены цитаты из обзоров Дидро, которые позволяют значительно расширить визуальное восприятие. Философ-просветитель подробно описывал и вместе с тем анализировал каждое произведение, попавшее во внимание, пересказывая его сюжет, оценивая композицию и не столько предлагая, сколько создавая контекст. Он ругал и восхвалял авторов, не стеснялся в выражениях и призывал искусство к нравственной миссии. В целом Дидро не планировал выставлять свои соображения о произведениях Академии художеств на всеобщее обозрение, и скромный тираж «Литературной корреспонденции» не способствовал их широкому распространению. Его заметки стали публиковать массово только через 40 лет после смерти автора. И в историю он вошел как критик, обозреватель и теоретик искусства.

«Будь благословенна память того, кто, основав эту публичную выставку живописи, предоставил всем сословиям и, главное, людям тонкого вкуса полезное занятие и славный досуг, предотвратил, возможно, на целое столетие упадок живописи и помог народу стать более сведущим и искушенным в живописи! Расцвету всех искусств способствует гений одного человека, а развитый вкус народа совершенствует мастерство всех художников», — писал Дидро в одном из своих критических обзоров.

<p>Жан-Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. Холст, масло</p>
Фото: Государственный Эрмитаж

Жан-Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. Холст, масло

При этом рассказ Эрмитажа и Пушкинского музея о парижских салонах выстроен на материалах исключительно российских коллекций французского искусства. «Причина этого — сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собрании Эрмитажа. Так что всякая выставка о Дидро — об Эрмитаже тоже», — объяснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Завершается экспозиция «Салоны Дидро» в кабинете Дени Дидро, точнее представлении о том, каким он был в доме на улице Таранн в Париже, если верить описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства» от 15 февраля 1769 года.

Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс Зимнего дворца (зал № 191) до 17 марта 2024 года.

Поделиться
Авторы
Теги