Допуслуги при кредитовании. Как отказаться от навязанного сервиса

. Центробанк отметил рост жалоб россиян на допуслуги при оформлении кредита

ЦБ отметил рост жалоб на допуслуги при взятии кредита: как от них отказаться

Обновлено 25 сентября 2023, 10:44
<p>Посетители в отделении банка</p>
Фото: Олег Яковлев / РБК

Посетители в отделении банка

Центробанк отметил рост числа жалоб на навязывание допуслуг при взятии кредита. В основном эти претензии связаны с договорами, заключенными год назад и ранее, сообщили «РИА Новости» в пресс-службе регулятора.

«В этом году Банк России отмечает рост жалоб на навязывание дополнительных услуг при оформлении кредита. Однако в основном люди жалуются на невозможность вернуть средства за навязанную дополнительную услугу к кредитному договору, заключенному год назад или ранее (более 60% жалоб на навязывание допуслуг к кредиту)», — говорится в сообщении.

Чаще всего россиянам навязывали приобрести различные страховки, подписку на онлайн-кинотеатр, консультационные услуги психолога, ветеринара на абонентской основе, юридические услуги, телемедицинские консультации, что грозит значительной переплатой.

Что такое дополнительные услуги

Дополнительные услуги — услуги, которые предлагают банки вместе с кредитом. Они должны быть прописаны в договоре. Перечень может включать в себя самые разные опции — от страховки до телемедицины, гарантии низкой ставки и даже смс-информирование.

Например, гарантия низкой ставки позволяет снизить ее на определенный срок. За эту услугу придется платить комиссию, которая зависит от срока и изначальной ставки. Поэтому здесь стоит рассчитать, не будет ли в этом случае переплаты.

<p>Девушка с смартфоном</p>
Фото: Андрей Любимов / РБК

Девушка с смартфоном

СМС-информирование будет напоминать о приближающейся дате внесения очередного платежа. За эту услугу могут ежемесячно списывать определенную сумму. При этом информацию, которая касается суммы и графика платежей, можно самостоятельно и бесплатно найти на сайте банка или в мобильном приложении кредитной организации. Для удобства можно ставить себе напоминания в телефоне.

Навязывание покупки аксессуаров в обмен на увеличение срока кредита (например, три года вместо одного) также является дополнительной, но не обязательной услугой. Чаще всего продавцы навязывают их покупателям смартфонов.

Одной из самых распространенных дополнительных услуг является страхование. Однако обязательным является только имущественное страхование в случае оформления кредита под залог недвижимости. Таким образом банк получает для себя гарантию, что деньги вернутся, даже если заемщик не сможет выплатить кредит. В этом случае потери возместит страховая компания. Другие виды страхования, например жизни, здоровья, самой покупки, являются необязательными, поэтому от них можно отказаться.

Как отказаться от дополнительных услуг

По закону «О защите прав потребителя» покупатель имеет право отказаться от заключения дополнительных договоров во время покупки товара. Обязательное навязывание дополнительных услуг и аксессуаров нарушают законодательство, а именно статью 16 вышеназванного закона «О защите прав потребителя». Она гласит, что убытки, которые были причинены потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

«Отказ клиента от подписания договора страхования не должен приводить к отказу в выдаче кредита. Это является прямым нарушением прав потребителя», — напоминает Роспотребнадзор.

В декабре 2021 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ (далее — ФЗ № 353), направленные против навязывания дополнительных платных услуг.

Граждане получили право отказаться от платных услуг, которые им дополнительно к кредиту оформил банк. Заемщик может вернуть уплаченные за услугу деньги, но за вычетом фактически понесенных расходов на ее оказание к моменту отказа.

<p>Посетители в отделении банка</p>
Фото: Александр Река / ТАСС

Посетители в отделении банка

Срок для возможного отказа — 14 календарных дней. Это же правило действует и в случае со страхованием — это называется «периодом охлаждения». Заемщик может в течение двух недель расторгнуть договор о страховании и вернуть свои деньги.

Если кредитная организация при оформлении потребительского кредита предлагает оформить какие-то дополнительные платные услуги, в договоре кредитования должны быть четко прописаны их стоимость, а также право клиента отказаться от них, отметили в Минфине.

Как вернуть деньги?

Заемщику нужно написать в организацию, с которой он заключил договор о дополнительных услугах, заявление об отказе и возврате уплаченной суммы. В случае если дополнительные услуги оказывает непосредственно банк, обращаться следует к его представителям.

Отказать могут, если услуга была полностью оказана до заявления об отказе или же заемщик пропустил сроки обращения в банк или страховую компанию для оформления возврата.

Ранее юрист и руководитель банкротного агентства Рената Канукова опровергла возможность списать долги, как в рекламе «за 50 тыс. руб.». По ее словам, чаще всего это обман и заманивание клиентов. «Лид-магнит или крючок для того, чтобы выделиться среди конкурентов. Ни одна компания, которая проводит процедуру банкротства, технически не может выполнить это за 50 тыс. руб.», — отметила эксперт.

Поделиться