«Джеймс Уэбб» обнаружил углерод на поверхности спутника Юпитера

. Возможно, это признаки жизни на ледяной планете Европа

НАСА: «Джеймс Уэбб» нашел углерод на поверхности спутника Юпитера — Европе

Обновлено 22 сентября 2023, 12:32
<p>Источник углерода на ледяной поверхности спутника Юпитер</p>
Фото: Nasa

Источник углерода на ледяной поверхности спутника Юпитер

Астрономы, используя данные космического телескопа «Джеймс Уэбб», обнаружили источник углерода на ледяной поверхности спутника Юпитера, об этом сообщили в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА).

Спутник Юпитера под названием Европа — один из немногих миров в нашей солнечной системе, где потенциально могут быть условия, подходящие для жизни, считают ученые. Другими словами, Европа считается одним из главных претендентов на обитаемость. Уже много лет обсуждается, что под ледяным панцирем планеты возможна биологическая жизнь.

Обложка видео
Роскосмос ТВ / YouTube

Фильм о спутнике Юпитера — планете Европа, 2011 г.

Предыдущие исследования показали, что под его водно-ледяной коркой находится соленый океан жидкой воды со скалистым морским дном. Однако планетологи не были уверены, содержит ли этот океан химические вещества, необходимые для жизни, особенно углерод.

Теперь космические снимки показали наличие углерода, который возник именно в подземном океане планеты, а не появился на ней из внешних источников. Более того, этот углерод появился на поверхности Европы в достаточно недавнем по меркам космической геологии периоде. Это открытие имеет важные последствия для потенциальной обитаемости океана Европы.

«На Земле жизнь любит химическое разнообразие – чем больше разнообразия, тем лучше. Мы — жизнь, основанная на углероде. Понимание химии океана Европы поможет нам определить, враждебен ли он для жизни в том виде, в каком мы его знаем, или может быть хорошим местом для ее существования», — сказал астробиолог НАСА Джеронимо Вильянуэва.

Как пояснили в американском космическом ведомстве, в октябре 2024 года США намерены запустить космический корабль Europa Clipper, который многократно облетит Европу на максимально близком к ней расстоянии и продолжит изучение существующих условий на планете и их пригодность для жизни.

<p>Источник углерода на ледяной поверхности спутника Юпитера</p>
Фото: Nasa

Источник углерода на ледяной поверхности спутника Юпитера

Телескоп обнаружил, что на поверхности Европы углекислый газ наиболее распространен в части под названием Тара Реджио – геологически молодой области с вновь появившейся поверхностью, известной как «территория хаоса». Поверхностный лед здесь был разрушен, ученые полагают, что воды подземного океана в этом месте вышли на поверхность.

«Предыдущие наблюдения космического телескопа «Хаббл» свидетельствуют о наличии соли из океана в регионе Тара, теперь мы видим здесь высокую концентрацию углекислого газа. Это может означать, что углерод зародился во внутреннем океане», — объяснила планетолог из центра астрофизики и планетологии Корнелльского университета Саманта Трамбо.

Идентифицировать углекислый газ удалось с помощью встроенного полевого спектрографа ближнего инфракрасного диапазона «Джеймс Уэбб». Этот режим прибора позволяет астрономам определять, где расположены конкретные химические вещества.

Кстати, ровно за год до этого космический телескоп «Джеймс Уэбб» впервые за несколько десятилетий сделал максимально детализированные снимки газопылевых колец Нептуна. Кроме них, на кадрах отчетливо видны пылевые полосы планеты и семь из 14 его лун — Галатея, Наяда, Таласса, Деспина, Протей, Лариса и Тритон — крупнейший спутник гиганта.