Павелецкому вокзалу исполнилось 123 года. Малоизвестные факты

. До конца Великой Отечественной войны вокзал назывался Саратовским

Павелецкому вокзалу исполнилось 123 года

Обновлено 13 сентября 2023, 14:51
<p>Вид с коптера на территорию Павелецкого вокзала. 2017 год</p>
Фото: Стоян Васев / ТАСС

Вид с коптера на территорию Павелецкого вокзала. 2017 год

14 сентября 1900 года в Москве открылся Павелецкий вокзал. К этой дате РБК Life узнал его первоначальное название и собрал о нем несколько интересных фактов.

Открытие

Один из десяти железнодорожных вокзалов Москвы — Павелецкий — открылся 14 сентября (по старому календарю) 1900 года. Движение по линии Павелец — Москва запустили еще раньше, в январе того же года, но сам вокзал не принимал поезда вплоть до своего открытия осенью.

Другое название

<p>На фото: Павелецкий (Саратовский) вокзал. 1910 год</p>
Фото: mosday.ru

На фото: Павелецкий (Саратовский) вокзал. 1910 год

С момента открытия и до окончания Великой Отечественной войны вокзал носил другое имя — Саратовский. Все потому, что этот город на Волге выступал крупнейшим узлом сети дорог Общества Рязанско-Уральской дороги. После войны вокзалу дали имя в честь рабочего поселка Павелец Скопинского района Рязанской области, откуда и пошла дорога.

Соседство со старейшим рынком

<p>Вид от Павелецкого вокзала на Зацепский рынок. 1925&ndash;1930 годы</p>
Фото: Pirogov / pastvu.com

Вид от Павелецкого вокзала на Зацепский рынок. 1925–1930 годы

Рядом с вокзалом до 1970-х годов располагался один из старейших рынков Москвы — Зацепский. С 1730-х годов площадь перед Павелецким вокзалом занимали сначала мясные ряды, со временем их окружили овощные точки и палатки продавцов с другими товарами — так появился Зацепский рынок. В первый год Великой Отечественной войны по нему пришелся сильный удар, но его удалось восстановить. В конце 1950-х на рынке побывали модели французского модного дома Dior. Серию снимков под названием «Модели бренда Dior гуляют по консервативной Москве 1959 года» сделал для журнала «Лайф» Говард Сохурек.

Смерть Ленина

<p>На фото: Владимир Ленин во дворе Кремля. 16 октября 1918 года</p>
Фото: Альфонс Винклер / РИА Новости

На фото: Владимир Ленин во дворе Кремля. 16 октября 1918 года

После смерти Ленина его тело из подмосковных Горок привезли в Москву, на Павелецкий вокзал. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 года умер в возрасте 53 лет 21 января 1924 года после продолжительной болезни. Спустя два дня, 23 января, траурный состав, который вез паровоз У-127, прибыл на Павелецкий (Саратовский) вокзал. Сегодня этот паровоз выставлен в Музее Московской железной дороги, неподалеку от самого вокзала.

Масштабная реконструкция

<p>На фото: обновленная площадь у Павелецкого вокзала. 2021 год</p>
Фото: stroi.mos.ru

На фото: обновленная площадь у Павелецкого вокзала. 2021 год

В конце 1980-х вокзал пережил масштабную реконструкцию. Павелецкий сохранил свой прежний стиль, однако превысил старый в шесть раз по объему и в четыре — по пропускной способности. По замыслу архитекторов, в новом вокзальном комплексе сочетаются три исторических отрезка времени. Период конца XIX — начала XX века взят за основу в облике всего сооружения. Военные годы — в контурах наземного вестибюля станции метро «Павелецкая-радиальная», полностью встроенного в вокзал. Черты нового времени отразились в металлических конструкциях, этажах, подвешенных над метро. Обновленный Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года.

Локация для съемок фильмов

<p>Кадр из фильма &laquo;Артистка из Грибова&raquo; (1988) с Ириной Муравьевой в главной роли</p>
Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Артистка из Грибова» (1988) с Ириной Муравьевой в главной роли

И хотя один из самых популярных советских кинофильмов, «Белорусский вокзал», носит имя другого вокзала, Павелецкий тоже успел не раз засветиться на экранах. Знакомые очертания можно увидеть в драме «Роковая ошибка» (1988), в фильмах «Артистка из Грибова» (1988), «Паспорт» (1990), а также «Четыре таксиста и собака» (2004).

По итогам 2022 года Павелецкий вокзал не попал в тройку лидеров по пассажиропотоку. На вершине списка оказался Ярославский вокзал, с него отправились почти 26 млн пассажиров, 23 млн из них воспользовались пригородными электропоездами и около 2,7 млн — поездами дальнего следования. Следом в рейтинге расположились Курский и Казанский вокзалы Москвы.

Поделиться