Музейный куратор: почему это профессия будущего и кому она подходит

. Он может придумать выставку или даже целый музей

РБК Life: музейный куратор может придумать не только выставку — это профессия будущего

Обновлено 22 июня 2023, 08:34
<p>Создание экспозиции или целого музея состоит из трех этапов: концепция, проектирование, реализация. Бюро &laquo;Метаформа&raquo;. Доска готовящегося проекта</p>
Фото: Из личного архива

Создание экспозиции или целого музея состоит из трех этапов: концепция, проектирование, реализация. Бюро «Метаформа». Доска готовящегося проекта

Музейный куратор — необычная профессия, хотя и не новая. Она сформировалась в 1970-е, как правило, ее функции выполняют работники экспозиционно-выставочного отдела, независимые кураторы или научные сотрудники. На их плечи ложится идея выставки, организация, привлечение авторов и сбор экспонатов.

Сегодня, когда по всему миру создаются масштабные выставки, возникают музеи не только художественной направленности, интерактивные экспозиции и корпоративные центры, возрос спрос на кураторов музейных проектов нового типа — их еще называют концептологами, музейными сценографами, креаторами.

По сути, куратор — это режиссер. Он создает структуру проекта из имеющихся артефактов и историй, собирает команду, формирует видение с точки зрения смысла и визуальной части и управляет творческим процессом.

Работа в этой сфере — бесконечное развитие, потому что всегда есть чему поучиться. РБК Life попросил куратора музейных проектов раскрыть подробности и тонкости своей профессии.

Ирина КирюхинаИрина КирюхинаКуратор музейных проектов, директор по развитию бюро музейной сценографии «Метаформа»

«Мне всегда было интересно сочетание культуры и новых технологий, поэтому первая моя специальность называлась «информационные технологии в социокультурной сфере». Около десяти лет назад я начала работу в компании, которая интегрировала мультимедиа в музейные пространства. Тогда мультимедийные технологии стали массовыми, и музеи начали ими пользоваться. Но довольно быстро пришло понимание, что без концептуального подхода не обойтись: пространство в целом требует внимания.

Появилась необходимость работы целой команды: редактора, графического дизайнера, средового дизайнера или архитектора, научного коммуникатора, продюсера. Нужна была объединяющая роль — того, кто бы отвечал за общую идею проекта, концепцию. Так и родилось определение должности «куратор музейных проектов». Я стала работать над проектами в этой роли, занимаюсь этим и сегодня в бюро музейной сценографии.

Один из первых моих проектов в роли куратора — выставка «Ижевский декалог». В 2018 году отмечалось столетие ижевско-воткинского восстания, и в городском музее решили сделать временную экспозицию на эту тему, важную и болезненную для жителей города. Экспонатов было немного, одного текста было бы недостаточно для эмоционального эффекта, тогда родилась идея создать десять теней-портретов, собравшихся вокруг «штаба восстания». В постоянном общении с музеем мы формировали концепцию, а потом вместе с командой продумывали ее реализацию: тут поставим силуэты, часть историй напечатаем, часть запишем на видео, используем аудиорешения.

<p>Выставка &laquo;Ижевский декалог&raquo;</p>
Фото: Из личного архива

Выставка «Ижевский декалог»

Настоящий вызов для кураторской мысли, на мой взгляд, краеведческие музеи. Многие из них сегодня обновляются и находятся в экзистенциальном кризисе, в поисках новых способов, как рассказывать о крае. В работе с Ковдорским, Вязниковским, Покровским краеведческими музеями я предлагала внедрение новых повествовательных линий, связанных в том числе и с современными жителями, с активным их привлечением в рамках соучастного проектирования.

Последние годы я много работаю с корпоративными экспозициями, которые требуют нестандартных идей и подходов, чтобы подать экспозицию туристу нескучно и полезно. Иногда получается создать полностью новый взгляд и действительно красивую концепцию от и до. Например, для экспозиции крупного производителя минеральных удобрений мы с дизайнером предложили идею движения от холода к жизни в новой подземной экспозиции, получилось цельное и образное путешествие с преодолениями, героями и открытиями. Иногда шаг креатива не так широк — тогда удается внедрить отдельные новые линии, добавив больше современности или личных историй.

<p>Проект корпоративного&nbsp;музея.&nbsp;Практико-ориентированный подземный учебный комплекс производственной компании</p>
Фото: Из личного архива

Проект корпоративного музея. Практико-ориентированный подземный учебный комплекс производственной компании

Как строится работа

Создание экспозиции или целого музея состоит из трех этапов: концепция, проектирование, реализация.

  • Первый этап самый сложный. Это поиск смыслового фундамента и создание структуры экспозиции. Нужно изучить все вводные по проекту, фонды; определить ценность и транслируемые смыслы, чтобы на их основе сформировать концепцию. В ней будет описана идеология проекта и представлены художественные решения: работа с текстом, экспонатами, светом, мультимедиа, дизайном. Помимо экспозиции разрабатывается функциональный план — зоны гостеприимства, мастер-классов, мероприятий, уличные решения. Концепция становится руководством к действию. Длится концептуальный этап в среднем восемь-десять месяцев, хотя иногда удается уложиться в один-два месяца.

Предположим, мы хотим экспозицию, посвященную судостроению. Куратор придумывает: здесь говорим о том, как плавал человек в древности, здесь рассматриваем технологическую составляющую, а здесь мечтаем о море вместе с художниками. Важно определить сверхидею проекта — с какой генеральной мыслью выходит посетитель? Он должен захотеть связать свою жизнь с судостроением? Или испытать гордость за отечественных конструкторов? Или разобраться, как устроена эта сфера деятельности? Или просто отдохнуть душой и насладиться красотой кораблей?

От ответов на эти вопросы будет зависеть акцент в дальнейшем рассказе. Затем ищутся формы, художественное решение, инструменты показа. Заказчик вносит свои корректировки.

  • На этапе проектирования идеи обрастают конкретикой и деталями: сколько будет экспонатов, из чего будут сделаны арт-инсталляции, как посетитель будет с ними взаимодействовать, какой у контента сценарий и многое другое.
  • Финальный этап — реализация проекта: производство изделий, монтаж. Влияние куратора тут уже не такое активное, но он до конца проекта осуществляет надзор за реализацией.

На протяжении всего процесса куратор взаимодействует с командой. Он ядро команды: задает вектор работы для специалистов и выстраивает ее таким образом, чтобы каждый сотрудник вкладывался в общую идею и имел доступ к другим ее частям. В такую команду входят одновременно творческие и технические специалисты: дизайнеры, архитекторы, продюсеры, научные эксперты, инженеры. Чтобы понимать, как продвигается работа по проекту, куратор погружается в каждую сферу. Единое управление помогает избежать разрозненности и сделать реализацию в соответствии с первоначальной задумкой.

Реальные рабочие будни куратора — это постоянная коммуникация с заказчиком, получение и обработка новой информации, правок, постановка задач команде, созвоны и совещания, частые командировки: проекты создаются в разных регионах.

Как стать куратором

Как мне кажется, стать куратором может человек, который соответствует двум критериям: обладает нужными личностными качествами и готов постоянно учиться.

<p>На проектном семинаре в музейно-выставочном центре &laquo;Самара космическая&raquo;</p>
Фото: Из личного архива

На проектном семинаре в музейно-выставочном центре «Самара космическая»

У этого человека должен быть определенный склад мышления, как, например, у журналистов и режиссеров: любопытство, желание регулярно погружаться в разные проекты и создавать смыслы с нуля, находить новые способы обращения к аудитории. Нужно быть внимательным и даже дотошным: многие экспозиции строятся на долгие годы, нельзя допускать фактологические ошибки. Очень важны коммуникативные навыки, ведь нужно будет общаться с разными заказчиками и специалистами, уметь находить со всеми общий язык. Когда заказчик говорит: «Поменяйте красное на зеленое», — куратор должен понимать, что за этим на самом деле стоит, и уметь аргументировать, почему проекту необходимо определенное решение.

Также нужны эмпатия, умение слышать и понимать образ мышления других людей, культуру других городов, этносов и групп. Добавьте еще управленческие навыки, тайм-менеджмент и креативность.

Придется много учиться. Сейчас в России нет полноценных вузовских программ, где бы обучали на музейного куратора. Высшее образование может дать фундамент, на который куратор будет закладывать кирпичики из различных сфер. Это междисциплинарная работа, и нужно разбираться в разных сферах и областях знания.

Полезные курсы для кураторов:

Нужно постоянно быть в курсе новостей сферы, смотреть на опыт мировых выставок, посещать музеи, конференции, форумы. Черпать вдохновение можно и в смежных направлениях: посещать театральные постановки, балетные и оперные спектакли, кинопоказы, лекции (например, по дизайну), следить за информационной повесткой. У нас есть чат для кураторов — я постоянно кидаю туда полезные ссылки: что почитать, какой курс пройти, какую лекцию послушать. Эта профессия для тех, кто любит непрерывно учиться.

Сложности и плюсы

Проекты могут длиться долго, некоторые растягиваются на годы, особенно это распространено в госсекторе, где вопросы бюджетирования могут затягиваться. Это бег на длинные дистанции, не всем подходит такой ритм.

Некоторые проекты так и остаются на этапе концепции, это нелегко бывает принять, но это обычная и обширная часть работы. Между собой мы называем это «кладбище идей».

<p>Всемирная выставка EXPO. Павильон Швейцарии</p>
Фото: Из личного архива

Всемирная выставка EXPO. Павильон Швейцарии

Многочисленные правки, смена лиц, принимающих решения, урезание бюджетов — эти факторы также требуют принятия и определенного терпения.

Безусловные плюсы профессии — постоянное познание мира, самых разных граней жизни, посещение уникальных объектов, которые бы ты самостоятельно никогда не посетил, видимый результат работы, приносящий пользу обществу.

Какие перспективы у куратора

Кураторы музейно-выставочных проектов сегодня в Москве и Петербурге зарабатывают от 65–70 тыс. руб. в месяц. В коммерческой сфере, особенно при работе с корпоративными заказчиками, можно получать больше.

Много возможностей для карьерного роста и развития. Начинающий куратор может браться за небольшие выставки, опытный — за крупные музейные центры. Можно стать руководителем своего бюро, преподавать, развивать личный бренд и вести свои курсы, лекции, обучать других людей. Нет четкого иерархического роста — есть выбор: растить либо уровень и масштаб проектов, либо свою экспертность. Кураторство — это постоянный поиск новых идей и знаний, в этой работе нет потолка: всегда есть чему учиться и куда двигаться.

Почему профессия куратора будет востребована в будущем

Сегодня есть запрос на работу со смыслами. Мы как общество закрыли базовый уровень потребностей: есть кафе, школы, библиотеки, детские центры. Новые социокультурные проекты связаны с запросами более высокого уровня, требуют проработки смысловой части. В связи с этим есть серьезный спрос на людей, которые организуют творческий процесс, тех, кто соединяет команды и приводит творческий продукт к реализации. Мы видим, что эти люди нужны музеям и галереям, корпорациям и заводам — и куратор музейных проектов как раз тот человек, который сможет удовлетворить растущую потребность человечества в смыслах».

Поделиться
Авторы
Теги