«Клаустрофобам эта профессия не подойдет». Как работает суфлер в театре

. И почему эту работу нельзя заменить технологиями

Суфлер в театре назвал зарплату в 170 тыс. руб. «базовой ставкой»

Обновлено 24 февраля 2023, 14:33
<p>Суфлера со стороны зрительного зала никак не заметить&nbsp;&mdash; это и есть одно из ключевых качеств профессии. На фотографии&nbsp;&mdash; суфлер Иосиф Дарьяльский. Государственный академический Малый театр. Москва, 1961 год</p>
Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Суфлера со стороны зрительного зала никак не заметить — это и есть одно из ключевых качеств профессии. На фотографии — суфлер Иосиф Дарьяльский. Государственный академический Малый театр. Москва, 1961 год

Суфлер (от фр. «подсказывать») — работник театра, который следит за ходом репетиции или спектакля, подсказывая по необходимости исполнителям текст роли.

Может показаться, что профессия суфлера до примитивного проста. Более того, для этой профессии нет отдельного факультета в театральных институтах. Но тем не менее специалисту нужно обладать знанием нескольких языков, превосходно владеть музыкальным или драматическим материалом. А в некоторых специализациях, — еще и дирижированием.

С Никитой Дубовым — человеком, у которого был опыт работы дирижирующим суфлером в Венской опере, — РБК Life поговорил об особенностях профессии.

Никита ДубовНикита Дубовдирижер и музыковед, артист хора Венской государственной оперы и Хора имени Арнольда Шёнберга

Я музыкант по образованию, дирижер, оперный аккомпаниатор. В качестве подработки я пошел петь в дополнительный хор. Если в театре дают большие постановки типа «Лоэнгрина» или «Парсифаля», к ним требуется дополнительный хор из людей, которые хорошо поют, умеют читать ноты, но не состоят в штате. Так я попал на сцену, и именно со сцены я узнал о существовании суфлера.

Однажды, когда я был еще хоровым исполнителем, я обратил внимание на мою коллегу, которая активно жестикулировала, сидя в «коробочке» (она же — суфлерская будка) на сцене. Я очень удивился и заинтересовался одновременно.

Ведь суфлер — профессия мечты для оперомана: не нужно утруждаться хождением по сцене, сменой костюмов, декламацией. При этом ты полностью остаешься внутри процесса оперного производства, на короткой ноге с мировыми звездами и первоклассными исполнителями.

Зал Венской государственной оперы
Фото: Shutterstock

Зал Венской государственной оперы

Узнать же про существование суфлера довольно сложно — обычно эти работники театра действуют незаметно для публики. Суфлер может находиться в кулисах (так обычно бывает в небольших театрах) или прямо на сцене, в суфлерской будке.

Прошло два года, я уже закончил университет, и мне поступило предложение попробоваться на суфлера в Венскую государственную оперу. Такие вакансии не размещают на агрегаторах — обычно ищут среди своих, по знакомым и профессиональным сообществам.

Я пришел познакомиться и задержался на практику — на полгода, потом меня, правда, не отобрали на финальном прослушивании. Работал в основном на двух сложных операх — «Енуфа» Леоша Яначека и «Ариадна на Наксосе» Штрауса.

Эта профессия не предполагает негатива ни с каких сторон. Дирижер может требовать, режиссер — ругаться, солисты оказываются под давлением стресса, а задача суфлера — поддерживать и улыбаться. Такой своеобразный спасательный круг для оперных исполнителей.

Особенности работы суфлером

Есть два типа суфлеров: только дублирующие текст и в дополнение дирижирующие. На некоторых афишах можно увидеть упоминание maestro suggeritore. Значит, суфлер в таком театре еще и дирижирует, то есть является помощником маэстро для хора и солистов. Помимо работы с партитурой, он показывает вступление певцам с помощью целой системы знаков: дать первую долю, пропустить, вступить и так далее.

На самом деле это здорово помогает солистам. Я знаю случаи, когда на поклонах исполнители жали руку суфлеру в знак признания и благодарности. Maestro suggeritore (то есть дирижирующие суфлеры) бывают не во всех театрах: в Вене, Берлине, Байройте, в миланском Ла Скала есть точно. В некоторых российских театрах суфлированием занимается концертмейстер: в нужных случаях уходит за кулису и оттуда «нашептывает».

Сцена&nbsp;Мариинского&nbsp;театра
Фото: Shutterstock

Сцена Мариинского театра

Иногда в одном театре работают сразу четыре суфлера — загрузки хватает. И конкурс на вакансию немаленький. В Венской опере подавалось человек 60, на прослушивание отобрали только пятерых.

Кстати, бывают оперы, на которых суфлеры скучают: обычно это ранняя барочная опера, например Монтеверди или Гендель. В таких постановках длинные речитативы (ими не нужно дирижировать) и несложная, предсказуемая партитура. Необходимости в помощи суфлера в таком случае нет.

Почему суфлера не слышно

Сама конструкция суфлерской коробки предполагает шумоизоляцию. Она находится на сцене, прямо за оркестровой ямой — именно через нее суфлер и попадает на свое рабочее место. Выглядит это так: за пять минут до начала спектакля человек в черной рубашке проходит через половину ямы, открывает секретную дверь и... пропадает.

Рабочее место суфлера — помещение со стулом, в котором буквально не развернуться (клаустрофобам эта профессия не подойдет). Все ограничители направлены на то, чтобы суфлера было слышно только на сцене. Хотя бывали разные случаи: есть записи с дебютом некоторых суфлеров, где их слышно не только в зрительном зале, но и на видео. Видимо, от волнения перестарались.

Сколько зарабатывает суфлер

Без налогов базовый оклад суфлера в Австрии — €2,2 тыс. (около 170 тыс. руб.) в месяц. Знание языков (помимо базовых итальянского, немецкого, французского и английского) будет поводом просить больше. Например, чешский, русский и польский языки считаются редкими в арсенале суфлеров и особенно ценятся. Также есть повышение зарплаты за выслугу лет.

Sebastian Gollnow / dpa / Global Look Press
Фото: Sebastian Gollnow / dpa / Global Look Press

Для сравнения: «хоровики», то есть певцы хора, получают больше (где-то на €1 тыс.), но у них и нагрузка другая. Можно брать дополнительные обязанности в театре и получать за это надбавки, но, по правде говоря, на это не остается времени.

Почему профессия суфлера не исчезнет

В большинстве театров действует репертуарная система: каждый день играют новый спектакль. За месяц солист может исполнять порядка 5–10 разных партий. Запомнить все это (не только тексты, но и сложные моменты в исполнении) практически невозможно. Помощь суфлера тут просто необходима.

Цифровые технологии не помогают: если это наушник в ухе, услышать музыку и самого себя во время исполнения проблематично; бегущая строка не учитывает человеческий фактор — когда перед тобой привлекающий внимание взглядом и жестами суфлер, меньше шансов отвлечься и пропустить фрагмент текста. Иными словами, здесь нужен непосредственно контакт «человек — человек». В том числе и для психологической поддержки, ощущения подстраховки, надежности.

Поделиться
Авторы
Теги