Символ достатка. Вот почему в СССР все мечтали о красивом сервизе

. Его всегда держали на видном месте, но практически никогда не доставали
Обновлено 21 декабря 2022, 14:41
<p>Живописец Т.М. Ивашина во время демонстрации продукции Ленинградского фарфорового завода с государственным знаком качества. 1979 год</p>
Фото: Николай Адамович / ТАСС

Живописец Т.М. Ивашина во время демонстрации продукции Ленинградского фарфорового завода с государственным знаком качества. 1979 год

Для советских людей хороший столовый и чайный сервиз всегда был предметом гордости, символом достатка и благополучия. Посуду из фарфора держали на видном месте, а доставали только по особым праздникам — из нее никогда не ели и не пили в обычные дни.

Такое трепетное отношение, казалось бы, к обычному сервизу объяснить достаточно просто. Советские люди понимали, что эту посуду можно было конвертировать в приданое или передать по наследству (как хрусталь и столовое серебро). Дорогой фарфор считался хорошим подарком: родственники и друзья нередко скидывались, чтобы преподнести сервиз молодоженам и юбилярам, тем самым повышая статус торжества.

Кроме того, качественную посуду из фарфора было сложно купить даже в знаменитом «Доме фарфора» на Ленинском проспекте: в открытую продажу он не поступал, а доставался через «своих».

На сегодняшний день советский сервис продолжает пользоваться спросом, но в основном уже среди коллекционеров. Особенный ажиотаж на аукционах всегда вызывает агитационный фарфор. Например, тарелка с надписью «Победа трудящихся» ушла с молотка за £17,5 тыс. (1,2 млн руб.) в 2010 году, а с изображением серпа и молота — за £50 тыс. (3,5 млн руб.) в 2005-м. Супрематический чайник и получашка Каземира Малевича, выпущенные Государственным фарфоровым заводом в 1923 году, производятся до сих пор, правда в очень ограниченном количестве и стоят больше 60 тыс. руб.

Поделиться