Советский сервиз. Как он стал маркером эпохи и куда пропал в наши дни

. Какие наборы сегодня продаются на мировых аукционах за миллионы рублей
Обновлено 28 октября 2022, 09:49
<p>Товар 1981 года&nbsp;&mdash; подарочный комплект &laquo;Подмосковный сувенир&raquo; (автор формы &mdash; скульптор Ю.Б. Ганрио, автор росписи &mdash; художник П.Е. Смирнов), произведенный Дмитровским фарфоровым заводом</p>
Фото: Николай Акимов, Юрий Лизунов / ТАСС

Товар 1981 года — подарочный комплект «Подмосковный сувенир» (автор формы — скульптор Ю.Б. Ганрио, автор росписи — художник П.Е. Смирнов), произведенный Дмитровским фарфоровым заводом

РБК Life рассказывает о едва ли не главном маркере периода СССР — сервизе. Это набор столовой, чайной или кофейной посуды, выполненной из фарфора, хрусталя или серебра. Кто и когда придумал сервиз, как он попал в страну и почему не пользуется широким спросом сегодня. Спойлер: некоторые наборы становятся предметом спортивного интереса коллекционеров и уходят с молотка мировых аукционов за миллионы рублей.

Статус и дефицит

Хороший столовый и чайный сервиз — предмет гордости людей старшего поколения, символ достатка и благополучия каждой советской семьи. Фарфоровую посуду всегда держали на видном месте — на застекленных полках буфетов и «горок» в гостиной. Доставали только по особым праздникам, да и то не всегда — «жалко, раскокают еще». Фарфоровые чашки и тарелки приравнивались к музейным экспонатам — из них никогда не ели и не пили в обычные дни. Супницы, салатники и соусники если и выходили в свет, то только к праздничному застолью. А вот повседневную посуду, попроще, прятали в сервантах за закрытыми створками или на кухне.

Белорусские и канадские ребята из интеротряда, работавшие в Минске на разборке старых зданий и подготовке их к реставрации, за совместным чаепитием. На столе &mdash; сервиз, который доставали из шкафа как раз по случаю таких важных встреч и праздников&nbsp;
Фото: Владимир Витченко / ТАСС

Белорусские и канадские ребята из интеротряда, работавшие в Минске на разборке старых зданий и подготовке их к реставрации, за совместным чаепитием. На столе — сервиз, который доставали из шкафа как раз по случаю таких важных встреч и праздников

Бережное, не сказать трепетное, отношение объяснялось тем, что сервиз можно было конвертировать в приданое или передать по наследству (как хрусталь и столовое серебро). Дорогой качественный фарфор считался достойным подарком, в том числе не слишком близким людям, например коллегам по работе и даже официальным лицам. Родственники и друзья скидывались, чтобы преподнести сервиз на максимальное количество персон молодоженам и юбилярам, тем самым повышая статус торжества или круглой даты.

Заполучить его подчас было непросто, даже в знаменитом «Доме фарфора» на Ленинском проспекте: в открытую продажу он не поступал, а доставался через «своих». Таким дефицитным товаром, возведенным в ранг культа, считался сервиз «Мадонна» производства ГДР — с радужной глазурью, обильным золочением и сценами соблазнения Юпитером нимфы Каллисто. Посуду покупали с рук, привозили из командировок. Даже несмотря на свою чрезмерную аляповатость, в СССР «Мадонна» слыла признаком буржуазности и могла стоить до 25 советских рублей (сегодня цены за наборы на маркетплейсах доходят до 60 тыс. руб.). Простой фарфор массового производства могла позволить себе любая семья, даже с очень скромным достатком.

Фабрики и товарищества

Посуду из фарфора придумали делать китайцы в VI—VII веках до н.э. Но благодаря европейцам эти предметы стали неотъемлемой деталью сервировки королевского стола. Первым в Европе появился мейсенский фарфор из Саксонии — рецепт белого фарфора придумал немецкий алхимик Иоганн Бетгер, а популярным его сделала французская Севрская мануфактура.

В Россию мода на фарфор пришла в середине XVIII века — тому немало способствовал химик и специалист по горному делу Дмитрий Иванович Виноградов. Он сам конструировал печи для обжига, долго исследовал глины из разных месторождений, пока не вывел точную формулу и рецептуру.

<p>Сервиз &laquo;Тет-а-тет&raquo; Meissen с цветочным орнаментом, включающий восемь предметов и предназначенный для двух персон. Сегодня стоимость подобного набора&nbsp;превышает 2 млн руб.</p>
Фото: domfarfora.ru

Сервиз «Тет-а-тет» Meissen с цветочным орнаментом, включающий восемь предметов и предназначенный для двух персон. Сегодня стоимость подобного набора превышает 2 млн руб.

В 1744 году в Петербурге по указу Елизаветы I заработала Невская порцелиновая мануфактура, позднее ставшая Императорским фарфоровым заводом. Название сохраняется до сих пор, хотя в мире больше известно клеймо «ЛФЗ» (Ленинградский фарфоровый завод, или Ломоносовский фарфоровый завод). Логотип «ЛФЗ» придумала в 1936-м ленинградская художница Анна Яцкевич, в ноябре 1944 года она впервые нарисовала и знаменитую кобальтовую сетку.

Кроме собственно посуды, на ЛФЗ всегда активно развивалось направление художественного фарфора, к сотрудничеству привлекались лучшие художники своего времени — Иван Билибин, Константин Сомов, Евгений Лансере. Годы после революции стали временем расцвета агитационного фарфора: хрупкий материал стал мощным орудием пролетарской пропаганды. Блюда, тарелки и чашки украсили гербы, красные звезды, громкие лозунги «Земля трудящимся» и «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Воодушевленные воззваниями революционной эпохи, в 1920-х годах на ЛФЗ творили Николай Суетин, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин и другие авангардисты.

<p>Сервиз Императорского фарфорового завода с фирменной кобальтовой сеткой. Узор создан по мотивам росписи первого русского сервиза &laquo;Собственный&raquo;, изготовленного создателем русского фарфора Дмитрием Ивановичем&nbsp;Виноградовым в середине XVIII века для Императрицы Елизаветы Петровны</p>
Фото: ipm.ru

Сервиз Императорского фарфорового завода с фирменной кобальтовой сеткой. Узор создан по мотивам росписи первого русского сервиза «Собственный», изготовленного создателем русского фарфора Дмитрием Ивановичем Виноградовым в середине XVIII века для Императрицы Елизаветы Петровны

Вплоть до конца XIX века фарфор был очень дорогим и доступным лишь аристократии. Для них работал и переселившийся в Россию английский купец Франц Гарднер, в 1754 году открывший фабрику в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (ныне — Дмитровский фарфоровый завод). Визитной карточкой «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» стали именные сервизы с гербами аристократических родов, монограммами и вензелями, императорские подарки, а также сервизы в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.

Художники Дмитровского фарфорового завода&nbsp;Валентина Лебедева (на переднем плане) и Алевтина Горькова с образцами продукции
Фото: Николай Акимов, Юрий Лизунов / ТАСС

Художники Дмитровского фарфорового завода Валентина Лебедева (на переднем плане) и Алевтина Горькова с образцами продукции

В отличие от государственного Императорского завода в Петербурге производство Гарднера было частным и передавалось по наследству на протяжении нескольких поколений, пока в 1892 году не было куплено Матвеем Кузнецовым и интегрировано в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» наряду с еще семью мануфактурами. Тут уже был налажен выпуск продукции для более демократичного потребителя: мещан, купцов, чиновников. Посуду украшали городские пейзажи и портреты современников, популярны были и фигурки на бытовые сюжеты.

Матвей Сидорович Кузнецов был внуком гжельского купца и основателя фарфоровой фабрики в Дулево — это производство в Орехово-Зуевском районе появилось в 1832 году. На рубеже XIX—XX веков на заводе господствовал «русский стиль» с фольклорными мотивами и театрализованными сценами из боярской жизни. Также пользовался спросом крестьянский фарфор с цветами-«агашками» (яркие розы с округлыми лепестками) и ягодами, выполненными скорописным маховым письмом. В XX столетии этот цветастый стиль продолжил художник-фарфорист Петр Леонов — его броские яркие предметы называют ситцевыми.

Чтобы избежать подделок, каждое производство ставило фирменное клеймо — оно же гарантировало качество. По этим клеймам сегодня ориентируются коллекционеры, определяя время создания предмета.

Чайный сервиз Дулевского&nbsp;фарфорового завода из 15 предметов с фирменными крупными розами&nbsp;
Фото: dulevo.ru

Чайный сервиз Дулевского фарфорового завода из 15 предметов с фирменными крупными розами

Что в цене: тогда и сейчас

Если в советские годы люди стремились заполучить дефицитный товар, то в наши дни ценят то, что представляет собой большую редкость. В послевоенном СССР фарфоровые изделия были поставлены на поток, а сюжеты черпались из повседневной жизни: космические полеты, освоение Севера, деревенский фольклор, спортивные достижения. И даже в этом ширпотребе находится штучный антиквариат. Например, коллекционный дулевский чайный сервиз из тонкого костяного фарфора, выпущенный в 1980 году, в год Олимпиады в Москве, или авторские экземпляры чайных наборов 1960-х, сделанные мастерами ныне не существующего Кузяевского завода.

<p>Чайная пара &laquo;Олимпиада в Москве 1980&raquo;, выпущенная&nbsp;Дулевским&nbsp;фарфоровым&nbsp;заводом в 1982 году. Сейчас подобные наборы можно купить исключительно в антикварных магазинах или у коллекционеров</p>
Фото: monetnik.ru

Чайная пара «Олимпиада в Москве 1980», выпущенная Дулевским фарфоровым заводом в 1982 году. Сейчас подобные наборы можно купить исключительно в антикварных магазинах или у коллекционеров

Стоимость сахарницы может значительно вырасти, если на ней будет подлинный агитационный рисунок раннесоветского времени. Агитационный фарфор всегда вызывает ажиотаж на торгах Sotheby's и Christie's. Например, тарелка с надписью «Победа трудящихся» ушла с молотка за £17,5 тыс. (1,2 млн руб.) в 2010 году, а тарелка с изображением серпа и молота — за £50 тыс. (3,5 млн руб.) в 2005 году. Супрематический чайник и получашка Каземира Малевича, выпущенные Государственным фарфоровым заводом в 1923 году, производятся до сих пор, правда, в очень ограниченном количестве и стоят больше 60 тыс. руб.

Пример агитационного фарфора&nbsp;&mdash; тарелка с надписями &laquo;Октября 1917&raquo; и &laquo;Победа трудящихся&raquo;. В 2010 году она была продана на аукционе Christie&#39;s за &pound;17,5 тыс. (1,2 млн руб.), хотя оценочная стоимость была почти в три раза ниже

Пример агитационного фарфора — тарелка с надписями «Октября 1917» и «Победа трудящихся». В 2010 году она была продана на аукционе Christie's за £17,5 тыс. (1,2 млн руб.), хотя оценочная стоимость была почти в три раза ниже

У иностранных туристов кобальтовая клетка ЛФЗ всегда считалась главным сувениром из Петербурга — посещение фирменных магазинов «Императорский фарфор» на Невском и Владимирском проспектах входило в обязательную программу в городе на Неве. Сегодня чайный сервиз с фирменным рисунком из 14 предметов на шесть персон стоит 34,4 тыс. руб., а кофейный из 20 предметов на шесть персон обойдется в 40,6 тыс. руб.

Ностальгия по будущему

С фамильным фарфором теперь охотно расстаются — и вовсе не потому, что не хотят хранить память о прошлом. Он занимает слишком много места и совсем не приспособлен к современной жизни: золоченые блюдца боятся микроволновок и посудомоечных машин, да и большие домашние застолья сегодня стали редкостью.

<p>Живописец&nbsp;Т.М. Ивашина во время демонстрации продукции Ленинградского фарфорового завода с государственным Знаком качества. 1979 год&nbsp;</p>
Фото: Николай Адамович / ТАСС

Живописец Т.М. Ивашина во время демонстрации продукции Ленинградского фарфорового завода с государственным Знаком качества. 1979 год

По большому счету фарфор полностью утратил свой функционал и социальный статус: мы воспринимаем его с точки зрения эстетики, а коллекционеры охотятся за раритетами из спортивного интереса. Как, например, музыкант Вовка Кожекин, который даже создал музей советского фарфора в кафе Ex: Libris, расположенном в здании Тургеневской библиотеки на Чистых прудах. Вдоль стен от пола до потолка — ГДР-овская и чехословацкая мебель, за стеклом которой выставлены те самые чашки и блюдца из нашего детства.

«Наш музей — это ностальгия по будущему. Люблю наблюдать, как посетители заходят и говорят: «У бабушки был такой сервиз!» — говорит Кожекин. В его коллекции — главным образом фарфор 1960-х, экспериментальный и новаторский для советского производства. Организаторы стремятся не только сохранить трогательные советские сервизы как уникальные свидетельства материальной культуры, но и популяризировать чаепитие — истинно русский культурный феномен.

Поделиться
Авторы
Теги