Насилие и гендерные стереотипы. Что не так с конкурсами красоты в Японии

. Как традиционные мероприятия превратились в устрашающие зрелища
Обновлено 29 ноября 2022, 18:15
Junko Kimura / Getty Images
Фото: Junko Kimura / Getty Images

Японские университеты проводят среди учащихся конкурсы красоты Miss Contest. Их спонсируют студенческие группы. Несмотря на то, что подобные мероприятия проводятся в учебных заведениях, созданных, казалось бы, для интеллектуальной подготовки людей к дальнейшей профессиональной жизни, конкурсы ставят девушек в жесткие гендерные рамки. The New York Times рассказала о закулисье популярных конкурсов красоты в Японии.

Понятие красоты в Японии отличается от привычных стандартов в других странах. Известными становятся женщины с «кавайной» внешностью: худощавым телосложением, детскими чертами лица и круглыми глазами. На университетских конкурсах жюри отдает предпочтение девушкам, соответствующим этим стандартам.

В Стране восходящего солнца за финалистками Miss Contest следят тысячи подписчиков в социальных сетях. Многие девушки осваивают работу в модельном бизнесе, благодаря внешности их приглашают на различные ток-шоу. Конкурсы красоты среди мужчин также существуют, но большей популярностью все-таки пользуются женщины. По словам менеджера агентства по подбору талантов в Токио Тасуку Ито, Miss Cons стал одним из крупнейших источников их клиентов.

На YouTube можно найти профессионально снятые видеоролики с конкурсантами, по сюжету в которых демонстрируются традиционные гендерные стереотипы. Например, в одном из них мужчины участвуют в силовых тренировках, а женщины пекут кексы. В другом видео девушки обсуждают цели брака.

ミスミスター青山コンテスト / YouTube
Фото: ミスミスター青山コンテスト / YouTube

Некоторые преподаватели и студенты японских вузов в последние годы начали сомневаться в обоснованности подобных конкурсов. О мероприятиях говорят, что они несовместимы с ценностями университета. Их осуждают за навязывание стереотипных стандартов красоты.

«Я лично считаю, что этот конкурс красоты среди студентов университетов просто возмутителен, потому что он продвигает внешность и востребованность молодых женщин в японском обществе, где такого рода культура и ценности уже не распространены», — сказала профессор права Токийского университете Aoyama Gakuin и глава центра гендерных исследований Хэ-бонг Шин. Почти 50 лет в Aoyama Gakuin проводится один из самых известных в Японии конкурсов красоты.

Конкурсы пропагандируют обременительные стандарты красоты, поэтому многие девушки вынуждают себя сидеть на жестких диетах. Бывшая участница конкурса в Университете Риккио (Rikkyo University) рассказала, что ограничивала себя в еде, чтобы влезть в свадебное платье. Девушка довела себя до такого состояния, что «плакала посреди ночи, потому что была слишком голодна».

Конкурсы стали предметом скандалов и на почве сексуального насилия. Все началось с того, что шесть парней-организаторов в Университете Кэйо (Keio University) обвинили в том, что они напоили, а затем изнасиловали 18-летнюю девушку. В Токийском университете победительница конкурса 2020 года публично обвинила организаторов в сексуальных домогательствах к участницам. Теперь к каждой из них будут приставлены женщины-«менеджеры», заявили организаторы конкурсов в университете Токио.

Yoshio Tsunoda / AFLO / Global Look Press
Фото: Yoshio Tsunoda / AFLO / Global Look Press

«Мисс Тодай» (сокращенное название Токийского университета) 2020 года Аса Камия рассказала, что видела, как ее конкурентку заставили выпить десять бокалов с алкогольными напитками. «Я была всего лишь молодой девушкой, только что поступившей в университет. И мысль о том, что мне придется получать поддержку от всех этих мужчин, заставила меня почувствовать себя немного жутко». После появления обвинений в домогательствах студенческий организационный комитет принес публичные извинения. Однако Аса Камия полагает, что отменять подобные конкурсы не стоит, так как благодаря им ее карьера пошла вверх: она появилась в ТВ-шоу и стала работать моделью.

Организаторы конкурсов в некоторых университетах решили сместить акцент с внешности на характер и социальные сообщения. В Университете Софии (Sophia University) участникам было предложено выбрать социальную проблему и рассказать о ней в своих соцсетях. 19-летняя Михане Фудзивара, победившая в этом году, рассказала о работе волонтером в бесплатной столовой Лос-Анджелеса и поделилась впечатлениями от своей поездки в Камбоджу, где она стала свидетелем проблем с мусором в бедных общинах.

Однако внешность все еще очень важна для аудитории конкурсов красоты. Участница конкурса прошлого года Май Эгава специализируется на африканистике. Когда она публиковала в соцсетях посты о своем интересе к Руанде, в комментариях к ним пользователи писали «ты милая» или «ты красивая». «Если люди, которые смотрят конкурс, не меняются, то трудно изменить восприятие конкурса», — сказала девушка.

Поделиться
Авторы
Теги