«Личные качества» в резюме. Как заполнять раздел

. Хвалим и критикуем себя так, чтобы заинтересовать работодателя
Обновлено 23 ноября 2022, 10:45
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Какой вы работник? Ответственный, творческий, пунктуальный и доброжелательный? Эксперты по составлению резюме считают, что не стоит указывать в резюме такие стандартные формулировки. РБК Life разобрался, как описать свои личные качества, чтобы получить работу.

Что такое личные качества

Личные качества — это особенности характера, трудовой дисциплины соискателя. Обычно в шаблонах для резюме нет отдельной графы, однако для большинства работодателей сведения полезны, особенно если они проиллюстрированы кейсами из практики. Это помогает понять, насколько человек соответствует требованиям, как он будет справляться с задачами, сможет ли адаптироваться в коллективе.

Часто личные качества указывают в разделе «Ключевые навыки», им соответствуют soft skills, так называемые мягкие, надпрофессиональные навыки.

Указание личных качеств в резюме — большой плюс, если их перечисление включает в себя и описание того, как они применялись на прошлом месте работы, как могут применяться на будущем. Если вы пишете, что коммуникабельны, то добавьте и то, как это помогло вам привлечь новых клиентов или партнеров.

Анастасия НазароваАнастасия НазароваИ. о. руководителя Центра карьеры Skillbox

Личные качества — то, что заложено в человеке и может подвергаться корректировке в процессе работы над собой: темперамент, характер, сила воли, эмоции. Например, если речь идет о профессии интернет-маркетолога, для него «оперативно и качественно составляю медиапланы и оптимизирую кампании» является ключевой компетенцией, а «имею аналитический склад ума» — личные качества.

Дарья ПановаДарья ПановаHR-менеджер iConText Group

Какие личные качества указывать в резюме

По словам Дарьи Пановой, в зависимости от профессиональной сферы личные качества будут меняться. Например, в сфере рекламы, маркетинга и PR чаще всего встречаются «умение работать в команде», «активная жизненная позиция» и «исполнительность». Для ИТ-специалистов, судя по вакансиям, важны «стремление к саморазвитию», «обучаемость», «вдумчивость» [1], [2].

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Чтобы определить свои личные качества, вспомните, как вас характеризовали коллеги, подчиненные, руководитель. Проанализируйте сложные рабочие задачи, какие ваши личные качества помогли, благодаря чему вы преодолевали сложности. Составьте список, отметьте пересечения и сформируйте собственный список для резюме.

Дарья ПановаДарья ПановаHR-менеджер iConText Group

Специалисты сайта по трудоустройству Indeed выделили топ-10 лучших личных качеств, которые можно указать в резюме:

  • честность;
  • ответственность;
  • прилежность и организованность;
  • этичность и лояльность;
  • пунктуальность;
  • гибкость;
  • умение работать в команде;
  • техническая подкованность;
  • креативность;
  • умение находить решения проблем [3].

Чаще всего в резюме кандидатов из России можно встретить «коммуникабельность», «ответственность», «исполнительность», «стрессоустойчивость» и «внимательность».

Анастасия Назарова советует выбирать не из популярных качеств, а из тех, которые указаны в конкретной вакансии. Например, работодатель ищет ответственного сотрудника — добавляйте в резюме «ответственный подход к делу», «умение завершать начатое», «способность соблюдать сроки и дедлайны».

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Какие личные качества не указывать в резюме

«Нежелательные» личные качества будут зависеть от должности, на которую вы претендуете. Для руководителя, скорее всего, неприемлемы скромность, педантичность, прямолинейность. Важнее показать, что вы умеете работать в команде, готовы решать конфликтные ситуации, обладаете развитым эмоциональным интеллектом.

Популярное качество «коммуникабельность» не стоит указывать для специальностей, требующих сосредоточенности и усидчивости. Работодатель может посчитать, что вы будете много болтать, а не заниматься делом.

Не указывайте в резюме те личные качества, которые не могут быть полезны для желаемой должности. Не стоит описывать все свои способности для галочки. Лучше написать только то, что действительно может пригодиться, и то, о чем вы всегда сможете рассказать на собеседовании, приводя примеры.

Анастасия НазароваАнастасия НазароваИ. о. руководителя Центра карьеры Skillbox

Не стоит перечислять все свои soft skills: список может получиться большим и неинформативным. Сосредоточьтесь на главных качествах — пяти будет достаточно.

Как указать личные качества в резюме

  1. Изучите вакансию, выделите личные качества, которые ищет работодатель.
  2. Запишите, какими качествами обладаете вы. При необходимости попросите охарактеризовать вас друзей и коллег, как бывших, так и нынешних.
  3. Посмотрите, какие ваши личные качества могут заинтересовать работодателя. Постарайтесь не писать «стандартный» список, который никак не отличает вас от других кандидатов.
  4. Добавьте в резюме до пяти личных качеств в отдельный раздел или в список «Ключевые навыки».

Описание личных качеств не следует формулировать слишком подробно — нужно кратко предоставить информацию, выделяя главное. Более того, правильно сформулированные личные качества могут выделить вас на фоне других кандидатов. Например, «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, чем стандартное «ответственность». Вместо «коммуникабельность» — «стремлюсь выстраивать рабочие отношения на основе доверия и взаимного уважения».

Дарья ПановаДарья ПановаHR-менеджер iConText Group

Отрицательные личные качества в резюме

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Иногда работодатели просят указать в резюме или анкете отрицательные качества кандидата. Считайте, что это своеобразный тест. К отрицательным качествам можно отнести:

  • эмоциональность;
  • перфекционизм;
  • скромность;
  • медлительность;
  • упрямство;
  • амбициозность [4].

Не стоит писать, что отрицательных качеств у вас нет, это могут посчитать за самолюбие и завышенную самооценку. В таком случае лучше превратить недостаток в достоинство.

Внимательно читайте вакансию, исходите из того, на какую должность вы претендуете. Эмоциональность может из отрицательного качества стать плюсом, например, для детского аниматора, ведущего концертных программ. Медлительность не станет большим минусом для профессий, где ценится усидчивость и вдумчивость. Скромность никак не повлияет на работу бухгалтеров, разнорабочих, программистов.

Личные качества в резюме: примеры для профессий

HR-менеджер iConText Group Дарья Панова советует, как заменить стандартные формулировки требуемых личных качеств.

Не стоит копировать примеры и вставлять в свое резюме. Лучше внимательно изучите вакансию, посмотрите, что интересует конкретного работодателя, придумайте оригинальные описания того или иного качества.

Для руководителя

  • Коммуникабельность — «умею найти индивидуальный подход к каждому сотруднику», «увеличил количество командных встреч, где каждый работник мог высказаться о проблемах и достижениях».
  • Ответственность — «при выполнении задач всегда соблюдаю сроки».
  • Управление командой — «могу эффективно выстроить работу команды».
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Для программиста

  • Вдумчивость — «всегда нацелен на качественный результат, тщательно подхожу к каждой поставленной задаче».
  • Стремление к саморазвитию — «постоянно совершенствую свои знания, навыки и умения» / «готов к обучению» / «открыт для новых знаний».
  • Умение работать в команде — «умею слушать, выполнять свою часть работы в общем ритме» / «умение сотрудничать, конструктивно преодолевать разногласия».
  • Аналитический склад ума — «работаю с большим объемом данных, умею делать логические выводы».

Для педагога

  • Доброжелательность — «умею расположить к себе детей, вызвать доверие и создать благоприятную рабочую обстановку».
  • Организованность — «умею организовать учебный процесс».
  • Пунктуальность — «пунктуально отношусь к заполнению документации, ни разу не опоздала на урок».
  • Ответственность — «ответственно подхожу к каждому уроку».

Для диджитал-специалиста

  • Креативность — «способен найти нестандартные решения даже для самых сложных задач» / «ищу оригинальные решения для выполнения стандартных задач».
  • Умение работать в команде — «готов к конструктивной критике» / «ориентируюсь на командное достижение общей цели».
  • Ответственность — «распределяю задачи по приоритетности и срочности выполнения» / «умею расставлять задачи по приоритетности».
Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги