Московские рестораны с высоким ценником лишились трети клиентов

. Посетители отменяют празднования дней рождения и встречи с друзьями
Обновлено 10 октября 2022, 09:02
Сергей Миронов
Фото: Владислав Шатило / РБК

Сергей Миронов

Посещаемость дорогих столичных ресторанов упала за последние две недели на треть по сравнению с таким же периодом прошлого года, данные РБК предоставила компания Focus Technologies. После объявления в стране частичной мобилизации число заказов со средним чеком выше 1,5 тыс. руб. сократилось на 29% год к году. За тот же период у ресторанов со средним чеком менее 1,5 тыс. руб. выручка упала всего на 8%. Это может быть связано с отъездом платежеспособных посетителей и сокращением расходов, считают эксперты.

Удар по общепиту в Москве сначала нанесли коронавирусные ограничения, после которых бизнес начал приходить в себя в 2021 году. И хотя тогда осенью 2021 года росла заболеваемость COVID-19, но обязательные QR-коды или отрицательные ПЦР для посещения ресторанов были уже отменены.

После начавшейся 24 февраля специальной военной операции на Украине обороты ресторанной отрасли снова пошли на спад. В марте падение составило 0,5%, а в мае снижение достигло 13,5% год к году. Однако майские низкие цифры доходов ресторанов и кафе эксперты связывали с сезонным фактором: в мае москвичи традиционно уезжают на праздники и выручка падает. В июне ситуация немного наладилась, но в августе падение вновь ускорилось (по сравнению с прошлым годом доходы были ниже на 10% — 33,7 млрд руб.). После объявления частичной мобилизации ресторанный бизнес столкнулся с оттоком посетителей.

«Частичная мобилизация затронула большое количество активных людей. В ресторанах стало меньше мужчин. Часть из них была мобилизована, другая покинула страну. Это касается не только мужчин, но и их семей», — пояснил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Вадим Прасов.

Еще одна причина падения выручки ресторанов связана с «депрессивным настроением потребителей», считает основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов.

Другую картину описывает Дмитрий Левицкий, основатель Hurma Group of Companies (барное объединение «Профсоюз», японский бар «Тебурасика» и японская забегаловка «Русалочка»). Он заявляет, что посещаемость более дорогих заведений не сократилась в отличие от бюджетного общепита, куда ходили молодые люди призывного возраста 20–35 лет. Выручка у ресторанов Hurma Group of Companies в первую неделю снизилась примерно на 20% в связи с тем, что клиенты отменяют празднования дней рождения, встречи с друзьями и другие события.

Аналогичные с ресторанами проблемы испытывает отрасль фитнеса и развлечений. Продажи абонементов снизились на 10–25% и участились случаи отказов от купленных годовых карт. С 19 по 25 сентября организаторы отменили или перенесли около 100 концертов, фестивалей и вечеринок. Число желающих вернуть билеты на концерты также увеличилось: сервис Ticketscloud за неделю после объявленной мобилизации получил на 123% больше заявок на возврат, чем в среднем.

Поделиться