Иди и смотри: почему «Падение империи» — не обычный военный блокбастер

. Фильм Алекса Гарленда о Гражданской войне в США вышел в прокат

Вышла рецензия на фильм «Падение империи» о гражданской войне в США

Обновлено 12 апреля 2024, 15:32
<p>Кадр из фильма &laquo;Падение империи&raquo;</p>
Фото: DNA Films

Кадр из фильма «Падение империи»

В российский прокат продолжают просачиваться большие премьеры. Одна из них — военная антиутопия «Падение империи». Это пятая режиссерская работа британца Алекса Гарленда («Аннигиляция», «28 дней спустя») и на сегодняшний день самый дорогой проект культовой американской студии А24 («Реинкарнация», «Все, везде и сразу»).

Гарленд моделирует один из худших вариантов будущего США, используя ощущение параноидального ужаса как рычаг сюжета. «Падение империи» — это своего рода фильм-предостережение, который показывает уродливое лицо настоящей гражданской войны.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как Гарленд создает самый безжалостный экшен года.

Недалекое будущее. К власти в США приходит президент-диктатор (Ник Офферман), который отменяет Конституцию, распускает ФБР и санкционирует авиаудары по собственным гражданам. Происходящее провоцирует в стране социальный раскол: обычно противоборствующие штаты Калифорния и Техас объединяются ради военного противостояния действующей политической власти. Впоследствии к ним присоединяюся еще 17 штатов. Со временем гражданский конфликт захватывает всю Америку: в отдельных регионах происходят линчевания и мародерства.

<p>Кадр из фильма &laquo;Падение империи&raquo;</p>
Фото: DNA Films

Кадр из фильма «Падение империи»

Главная героиня, прожженный военный фоторепортер Ли Смит (Кирстен Данст), хочет успеть сделать фотографии президента перед окончательным падением Белого дома. Вместе со своими коллегами Джоэлом (Вагнер Моура) и Сэмми (Стивен МакКинли Хендерсон), а также начинающим фоторепортером Джесси (Кэйли Спейни) Ли отправляется в окруженный войсками Вашингтон, на пути к которому ее ждет множество испытаний на прочность.

В начале 1990-х годов сын известного политического карикатуриста Ника Гарленда Алекс даже не думал о карьере в кинематографе. Напротив, он пошел по стопам отца, а впоследствии стал писателем. Дебютный роман Гарленда «Пляж» вышел в 1996 году и сразу же стал бестселлером, привлек внимание уже именитого в то время шотландца Дэнни Бойла, который снял крайне спорную голливудскую адаптацию с молодым Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Кассовый провал «Пляжа» тем не менее не помешал Бойлу и Гарленду подружиться и продолжить сотрудничество. В 2001 году Гарленд написал свой первый сценарий к зомби-триллеру «28 дней спустя», который, вопреки ожиданиям продюсеров, стал хитом, собрав почти $83 млн при бюджете $8 млн.

<p>Кадр из фильма &laquo;Падение империи&raquo;</p>
Фото: DNA Films

Кадр из фильма «Падение империи»

Коллаборация Бойла и Гарленда продолжилась в научной фантастике «Пекло», она успеха «28 дней спустя», увы, повторить не смогла. Впрочем, спустя десятилетия фильм о спасательной экспедиции к Солнцу получил заслуженное признание — благо к тому времени имя Алекса Гарленда уже стало культовым. Особенно в рамках обсуждения антиутопий.

Очевидное пристрастие Гарленда к жанру прослеживается как в его сценарных («Судья Дредд», «Не отпускай меня»), так и в режиссерских работах («Из машины», «Разрабы», «Аннигиляция»). И пока Гарленд-сценарист проводит философские метафоры между диктатурой и комплексом бога, рассуждает о детерминизме и объективном реализме, психологических травмах и бесконечном цикле насилия, Гарленд-режиссер создает миры удивительной красоты и визуального совершенства, используя библейские метафоры как универсальную систему диалога со зрителем.

В недавнем «Роде мужском», премьера которого прошла на Каннском кинофестивале 2022 года, Гарленд раскрылся еще и как маститый провокатор, способный не только нащупать болевые точки современной аудитории, но и вытащить всех фантомных монстров из дальних углов нашего подсознания. Эта сторона Гарленда была не особо понята и публично раскритикована — впрочем, далеко не впервые.

<p>Кадр из фильма &laquo;Падение империи&raquo;</p>
Фото: DNA Films

Кадр из фильма «Падение империи»

Военный блокбастер «Гражданская война», или «Падение империи», как его назвали в российском прокате, своего рода квинтэссенция творчества Алекса Гарленда. Здесь есть и антиутопия, пусть и в рамках относительно недалекого будущего, и властный диктатор, вышедший за границы здравомыслия, и постоянно повторяющийся акт насилия как единственно доступный язык коммуникации между людьми.

Примечательно, что сценарий к своей новой картине Гарленд написал еще в 2020 году, во время пандемии COVID-2019. По его словам, всеобщий карантин породил эффект так называемой «обратной Нарнии» — мир вокруг казался слишком разделенным и параноидальным. В «Падении империи» чувство острого социального дискомфорта — одно из преобладающих настроений.

Предыстория гражданской войны, ее основные причины осознанно опускаются. Гарленду неинтересно стравливать левых и правых, демократов и республиканцев. Более того, он объединяет традиционно противоборствующие штаты Калифорнию и Техас против общего врага, в стремлении избежать обвинений в политической агитации Гарленд также максимально уклончив в описании личности президента и его истеблишмента.

<p>Кадр из фильма &laquo;Падение империи&raquo;</p>
Фото: DNA Films

Кадр из фильма «Падение империи»

«Падение империи» не пытается вписаться в какой-то конкретный геополитический сценарий — лишь четко улавливает настроение нашего времени, выкручивая градус всеобщего напряжения на максимум. Таким образом, Гарленд, как обычно, оставляет зрителям большой простор для фантазии, даря возможность использовать сюжет «Падения империи» как лекало для настоящего и будущего.

И если Гарленд-сценарист в «Падении империи» предпочел остаться немногословным, то Гарленд-режиссер оторвался на полную катушку. Горы разрушенной военной техники и тысячи человек массовки, мягко говоря, вызывают недоумение.

Съемочная группа меняла локации съемок каждые несколько дней, по мере того как главные герои продвигались к Вашингтону. Производство «Падения империи», которое, к слову, снималось в хронологическом порядке, охватило по меньшей мере половину страны. Благо Гарленд периодически отвлекается от жестокости войны, чтобы показать зрителям колорит одноэтажной Америки. Настроение у каждого отдельного города очень разное: в одном процветает мародерство, в другом люди живут обычной жизнью и усиленно делают вид, что все происходящее — не их дело.

<p>Кадр из фильма &laquo;Падение империи&raquo;</p>
Фото: DNA Films

Кадр из фильма «Падение империи»

«Падение империи», бюджет которого составил $50 млн, является не только самым дорогим фильмом студии А24, но и самым большим проектом в карьере самого Гарленда.

«Из машины», «Аннигиляция» и «Род мужской» представляли собой достаточно камерную научную фантастику, «Падение империи» же снято в традициях самого настоящего голливудского блокбастера: с большим количеством общих и дальних планов, практических эффектов, эпохальных сцен разрушений.

Отличает «Падение» от условного «Спасти рядового Райана», «Перл-Харбора» или любого другого именитого военного кино кристальная честность кадра. В первую очередь она отражается через взгляд главных героев фильма — журналистов «старой закалки», не ангажированных ни одной из сторон политического истеблишмента.

Ли (Кирстен Данст) хочет показать реальное лицо войны, к этому стремится и Гарленд. По сути, он снимает свою версию «Иди и смотри» Элема Климова (фильм входит в список его любимых), погружая зрителя в самый эпицентр войны, позволяя прочувствовать ее пульсирующую ярость в собственном теле.

<p>Кадр из фильма &laquo;Падение империи&raquo;</p>
Фото: DNA Films

Кадр из фильма «Падение империи»

Проблема большинства антивоенных картин, будь то «Апокалипсис сегодня» или «Тонкая красная линия», в том, что их «правильные» нравственные посылы губит невероятно эстетичная картинка, которой так или иначе залюбуешься. «Падение империи» в этом плане фильм-антипод, демонстрирующий войну в ее максимально уродливой, отталкивающей инкарнации. В визуальную поэтику Гарленд уходит лишь раз — на одну длинную ночную сцену, убаюкивающую калейдоскопом ночных огней лесных пожаров.

Особое настроение «Падению империи» задает его опрометчиво расслабленный, местами даже беззаботный саундтрек, состоящий из жанров кантри, фолка и хип-хопа, песен Стерджилла Симпсона и Брюса Спрингстина.

Музыка неожиданно органично накладывается на самые тревожные моменты фильма, помогает зрителю не утонуть в окончательной безысходности происходящего, а местами и вовсе включает режим самоиронии. В конце концов, все мы — лишь звенья в бесконечном цикле насилия: каждая империя обречена на падение, а человечество — на повторение старых ошибок.

Поделиться
Авторы
Теги