Российские ученые нашли в Западной Сибири новый уникальный вид сусликов

. Но популяция этого и других видов сусликов в Сибири резко сокращается

В Западной Сибири найден уникальный вид сусликов-эндемиков

Обновлено 26 марта 2024, 13:02
<p>Группа российских&nbsp;ученых&nbsp;открыла новый вид&nbsp;сусликов-эндемиков, обитающий на территории между восточным берегом реки Обь и западными склонами Кузнецкого Алатау в Западной Сибири</p>

Группа российских ученых открыла новый вид сусликов-эндемиков, обитающий на территории между восточным берегом реки Обь и западными склонами Кузнецкого Алатау в Западной Сибири

Группа российских ученых открыла новый вид сусликов, обитающих в небольшом регионе Западной Сибири, во время восстановления пути эволюции арктических сусликов. Об этом сообщает ФИЦ «Красноярский научный центр» СО РАН. Само исследование опубликовано в научном журнале Molecular Phylogenetics and Evolution.

Эксперты реконструировали эволюционную историю палеарктических сусликов, благодаря чему выявили новый вид этих животных. Они установили, что древние суслики разделились на четыре основные ветви, обитавшие в разных регионах примерно 6,2 млн лет назад. Первая обитала в Восточной Азии, вторая — в Восточной Европе и на северо-западе Средней Азии, третья — в Центральной, Восточной Европе и Малой Азии, а четвертая — в Центральной Азии.

Вместе с этим научный коллектив обнаружил новый вид этих животных — эндемиков, то есть обитающих только на одной небольшой местности, в данном случае — в Западной Сибири. «Он распространен между восточным берегом реки Обь и западными склонами Кузнецкого Алатау», — говорится в работе. Для этих ранее неизвестных грызунов характерен более темный, нежели у сородичей, окрас, они крупнее своих собратьев и обладают рядом других физических особенностей.

ScienceDirect
Фото: ScienceDirect

Численность представителей этого вида очень невелика, и, по словам ученых, с конца XX века в Сибири фиксируется резкое сокращение численности всех популяций этих грызунов. Некоторым видам сусликов и вовсе грозит исчезновение.

В исследовании приняли участие специалисты из Института систематики и экологии животных СО РАН, Пензенского государственного университета, Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН, Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, Национального медицинского исследовательского центра Ггематологии, Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН, Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ, Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ и Зоологического института РАН.

Примерно месяц назад в Бахчисарайском парке миниатюр в Крыму проснулись после зимы степные сурки. Как сообщили «РИА Новости» со ссылкой на директора заведения Виктора Жиленко, это один из наиболее ярких показателей приближения весны. «Байбаки выходят из спячки по окончании зимы. Они лучшие синоптики, точно чувствуют приближение времен года, а значит, весна на полуострове вступает в свои права», — рассказал он и добавил, что в этом году сурки очнулись на несколько недель раньше обычного.