«Задача трех тел»: обзор сериала от авторов «Игры престолов»

. Экранизация научно-фантастического романа зрелищная, но запутанная

Вышла рецензия на сериал «Задача трех тел» от авторов «Игры престолов»

Обновлено 26 марта 2024, 08:28
<p>Искусственный интеллект Софон&nbsp;в исполнении Си&nbsp;Шимуки в сериале &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Искусственный интеллект Софон в исполнении Си Шимуки в сериале «Задача трех тел»

На стриминге Netflix вышел сериал «Задача трех тел» — экранизация научно-фантастического романа Лю Цысиня, наделавшего шума на премиях «Хьюго» и «Небьюла». Переводом книжного языка на киношный занимались шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Д.Б. Уайсс, в ролях замечены несколько актеров из прославленного фэнтези HBO, например Лиам Каннингэм, Джонатан Прайс, Джон Брэдли, Марк Гэтисс и Конлет Хилл.

Проект Netflix — вторая попытка перенести масштабный роман о судьбе Земли во Вселенной. Первую совершили китайские кинематографисты, сняв 30-серийный сезон, построчно следовавший за сюжетом книги. Бениофф и Уайсс, уже набившие руку на экранизации романов Джорджа Мартина, китайского писателя переосмыслили и глобализировали, сохранив несколько важнейших и зрелищных сцен.

РБК Life посмотрел сериал и считает, что он, в отличие от романа, может не пережить все кризисы в 400-летнем ожидании прибытия инопланетян на Землю.

Серия самоубийств среди ученых-физиков потрясает научное сообщество. Распутывая дело, разведчик Кларенс Ши (Бенедикт Вонг) и спецслужбист Томас Уэйд (сир Давос из «Игры престолов» Лиам Каннингэм) начинают понимать, что причина всему внеземная. В то же время оксфордская версия «Теории большого взрыва» — компании вундеркиндов, объединенных работой в научной сфере, — получает доступ к поразительной по визуалу VR-игре «Три тела». Ее участники переносятся в альтернативные версии исторических земных эпох, чтобы спасти их от многочисленных катаклизмов. Таким образом они получают базовые знания о том, как многие миллионы лет выживала раса сан-ти — обитатели планеты, окруженной тремя солнцами.

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

Апогеем становится невозможный факт: огромный флот враждебно настроенных инопланетян летит к Земле, чтобы завоевать право жить в стабильном мире, а судьба человечества предрешена. Но лететь им 400 лет, за это время все ближайшие потомки ныне живущих людей будут мертвы. Зачем волноваться? На этот вопрос «Задача трех тел» дает сокрушительный по части зрелищности ответ.

Роман китайского фантаста Лю Цысиня, вышедший в 2008 году, представляет собой масштабное полотно, наполненное историческим и культурным контекстом родины автора. Изданный на китайском, он был переведен на английский, после — на другие языки мира, из-за чего не избежал разного рода уточнений и пояснений, придающих контексту глубины и прозрачности.

Главными героями Лю были физика и механика небесных тел, а остальные персонажи лишь функционировали, обслуживая нужды научно-популярного по своей сути текста. Выписанные образы на этом фоне кажутся излишне поэтичными и, мягко говоря, музейными, как безупречные фарфоровые изделия или древняя терракотовая армия. По сути, трилогия «Задача трех тел», каждая книга которой объемнее предыдущей, макиавелльевское произведение, поражающее масштабами и раздвигающее границы разумного, невзирая на многочисленные человеческие жертвы (например, к середине третьей книги на Земле «вымирают» 4 млрд человек в паре предложений). И к тому же довольно депрессивное. Если в «Контакте» американца Карла Сагана царила гуманистическая и оптимистическая мысль о дружелюбной вселенной, в «Задаче трех тел» Лю Цысиня, словно маньяк с острым ножом, бродит удручающая мысль о вселенной враждебной и безжалостной.

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

Вселенная романа сосредоточена в китайской реальности, вселенная сериала Бениоффа и Уайсса — в глобальной. Распределенные по разным книгам персонажи собраны здесь в один сюжет и максимально близко друг к другу пристроены. Компания достойна ситкома: идеалистка-нанотехнолог Огустина Салазар (Эйса Гонсалес), взбалмошная физик Чен Синь (Джесс Хун), выгоревший физик-теоретик Сол Дюран (Джован Адепо), учитель-скромняга Уилл Даунинг (Алекс Шарп) и инженер-коммерсант Джек Руни (Джон Брэдли — недолго отвечает за юмор). Все базируются в Лондоне: откуда можно созерцать и мигающие звезды, и весь грешный мир.

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

У каждого своя нелегкая судьба и свое отношение к глобальной угрозе — от отрицания и циничного пораженчества до конструктивного желания дать отпор. Расписанный на многих страницах романа внутренний мир героев выведен во внешнее поле, отчего заумные разъяснения про устройство физических законов или душевные страдания помещены в динамичные, трогательные и красочные диалоги.

Все герои трех романов действовали примерно в одно время, но друг о друге не знали. Объединив их в кадре, сериал существенно сэкономил зрителю время, хотя и, вероятно, оставил в недоумении тех, кто книг не читал. Главный вопрос — понятен ли будет сюжет тем, кто незнаком с текстом? Будет понятен, хотя и шероховато.

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

Стремясь оживить персонажей книги и добавить слезовыжимательной драматургии, авторы перегнули с эмоциями, из-за чего некоторые персонажи выглядят неуместно вспыльчивыми, ранимыми или, напротив, несерьезными. Но это можно простить, учитывая, что первый сезон — только начало, его герои, как и все человечество по сравнению с высокоразвитой инопланетной цивилизацией, — всего лишь малые дети. Однако такой опыт мы уже проходили — в дорогом и богатом сериале-долгострое Amazon Prime Video «Кольца власти», где роль малых детей исполняли эльфы. К несчастью, вау-эффект от него длился недолго.

Перед героями «Задачи трех тел» не просто непреодолимая в конкретном отрезке времени угроза, но и абсолютная неизвестность: попробуй предугадай, что тебе несет завтрашний день, а здесь надо думать на 400 лет вперед. Вряд ли на такое способен каждый индивид, и требуется кто-то достаточно амбициозный, радикальный и жестокосердный, чтобы курировать процесс.

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

В сериале этим занимается социопат Томас Уэйд, человек, чья улыбка создавала у книжной Чен Синь ощущение треснувшего льда под ногами. Версия персонажа от Netflix становится объединяющей фигурой, он пройдет через все эпохи, и это становится понятно уже в первых эпизодах. Но шоураннеры, разумеется, фантазируют, как и Лю Цысинь: будь такой Томас Уэйд в реальном мире, проблема климатического кризиса, катастрофические последствия которого для многих выглядят призрачными и далекими, как флот сан-ти, решалась бы куда бодрее. И, возможно, кровавее.

«Задача трех тел» языком физики рассуждала не только о научном прогрессе, устройстве вселенной и глобальной угрозе, но и об исторической ответственности. О том, как поступки прошлого влияют на будущее.

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

Начавшись с эпизода во время «культурной революции» Мао, с агрессивным и оголтелым нигилизмом давившей интеллигенцию в 1960-е, роман проходит по темным страницам китайской истории. Е Вэньцзе, на глазах которой до смерти избивают отца-профессора, навсегда лишается какой-либо веры в человечество. Она, словно Арья Старк из «Игры престолов», увидев казнь из толпы, трансформируется в кого-то другого.

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

И эта другая Е Вэньцзе решит судьбу человечества нажатием одной кнопки на секретной базе «Красный берег». Как говорят в интернете: «И в чем она не права?» Такой же вопрос задает и Лю Цысинь, до конца так и не посмев осудить героиню. Сериал поступает с ней радикальнее, устами персонажей выражая свое отношение к «предательнице», — банальная манипуляция эмоциями нивелирует тонкий замысел оригинального произведения.

На миг праведные оксфордские друзья кажутся такими же хунвейбинами, которые творили свою справедливость в Китае 1960-х, но авторы сериала спешат сместить фокус. В первом сезоне есть несколько по-настоящему обескураживающих сцен — например, визуализация «человеческого компьютера» из игры «Три тела», взлетающая в воздух 30-миллионная армия, регидрирующие из сухих оболочек люди, идущий по Панамскому каналу к своей страшной гибели танкер с последователями сан-ти (Лю Цысинь столь детально срежиссировал эту сцену в романе, что добавить было нечего ни Netflix, ни китайским кинематографистам).

<p>Кадр из сериала &laquo;Задача трех тел&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Задача трех тел»

Героям «Задачи трех тел» приходится преодолевать свои убеждения и ставить под сомнение принципы с каждым новым решением, и это оказывается настоящим вызовом. Принять его с покорностью способны не все, как и принять ответственность за поступки настоящего, которые неизменно повлияют на всеобщее будущее. Играя в эту игру, зритель, как и персонажи, игравшие в «Три тела», должен выяснить, какая у нее истинная цель. Однако есть немалая вероятность, что в квантовой запутанности сериала, пытающегося сказать обо всем сразу, черт ногу сломит.

Поделиться