Депутаты предложили уголовное наказание для блогеров. Как будет работать

. Коснется оно продающих разные информационные продукты

В Госдуме предложили ввести в Уголовный кодекс отдельное наказание для блогеров

Обновлено 21 марта 2024, 12:13
Shutterstock
Фото: Shutterstock

В Госдуме 21 марта обсуждают предложение ввести отдельное наказание для блогеров и коучей, которые оказывают образовательные или информационно-консультативные услуги с нарушением законодательства, сообщают «Известия». Соответствующие изменения могут внести в Административный и Уголовный кодексы.

РБК Life разобрался, как эта инициатива выглядит на бумаге и что о ней думают эксперты.

Что предлагают

Рабочую группу возглавляют первый вице-спикер нижней палаты Петр Толстой и первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова. На заседание пригласили представителей Минцифры, Минэкономразвития, Росстандарта и участников блогерского сообщества.

Согласно документу, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) хотят добавить новую статью «Предоставление информационных услуг с использованием дистанционных технологий лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации».

По задумке инициаторов, к ответственности будут привлекать блогеров, продающих разные информационные продукты без специальной лицензии (аккредитации). Ее необходимо будет получить в специально созданной для этих целей организации. Одна из организаторов обсуждений Яна Лантратова считает, что блогер должен гарантировать, что продает качественный продукт.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

«Если какой-то блогер оказывает свои услуги и не получает аккредитацию, то никто не может гарантировать, что его продукт будет качественным и он не будет приносить вред людям или вести мошенническую деятельность», — заявила Лантратова.

Неаккредитованных блогеров за «оказание дистанционных информационно-консультативных услуг с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству» будут наказывать. Соответствующие поправки готовят в Уголовный кодекс.

Также блогеров и коучей хотят обязать оповещать власти о работе над новыми проектами. Для этого в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) появится код «Деятельность по созданию информационных продуктов с использованием дистанционных технологий». Эту инициативу, по словам Лантаровой, поддержали Минэкономразвития и первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко.

Мнения экспертов

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов считает, что блогерскую сферу необходимо курировать, чтобы избежать «противоправных действий».

«Отсутствие регулировки этой сферы ведет к возможности распространения противоправной деятельности. Любые правоотношения должны быть урегулированы. Социальная подоплека подогревает тему и вынуждает курировать блогосферу», — заявил Горбунов.

Первый замглавы комиссии Общественной палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич уверен, что принятие подобных решений невозможно без общественных обсуждений и привлечения экспертного сообщества.

Ввести подобное наказание для блогеров будет сложно, полагает директор Ассоциации информационного бизнеса Григорий Аветов. Все дело в том, что критериев оценки такого продукта пока не существует.

«Оказание образовательных услуг сегодня и так лицензируется в обязательном порядке. Если предприниматель предлагает обучение, по результатам которого он проводит итоговые экзамены и выдает диплом, то он обязан получить для этого лицензию. Другое дело — информационно-просветительская деятельность, когда человек делится своим опытом или дает рекомендации по темам, по которым еще, возможно, не разработаны ни официальные методики, ни академические программы», — считает эксперт.

Блогеры, налоги и закон

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Интерес к блогерам со стороны властных структур особенно проявился в 2023 году. Тогда сразу несколькими персонами, в числе которых Валерия и Артем Чекалины, Елена Блиновская и Аяз Шабутдинов, заинтересовалась налоговая служба. Последние два блогера сейчас находятся в СИЗО. Блиновская — по обвинению в неуплате налогов на 918 млн руб. в 2019–2021 годах и отмывании денег, а Шабутдинову предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).

По данным «Известий», за 2022 год больше всего заработали Валерия Чекалина (более 1 млрд руб.), Александра Митрошина (650 млн руб.), Аяз Шабутдинов (600 млн руб.), Оксана Самойлова (500 млн руб.), Гоар Аветисян (500 млн руб.), Елена Блиновская (450 млн руб.), Виктория Боня (250 млн руб.), Инна Тлиашинова (200 млн руб.) и Надин Серовская (150 млн руб.).

В новой инициативе об ответственности блогеров за свой продукт идет речь о случаях, схожих с историей Шабутдинова. Ему вменяют восемь преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).

По данным следствия, блогер вместе с партнерами создавал «ложное впечатление о возможности осуществления предпринимательской деятельности и получения высокого дохода благодаря образовательным программам». Блогер предлагал купить тренинги, вебинары и курсы, которые должны были помочь клиентам начать успешный бизнес и получить гарантированный сверхдоход.

Услугами Шабутдинова, по данным прокуратуры, на суммы от 100 тыс. до 1,9 млн руб. воспользовались восемь человек. Общий ущерб от его действий оценили в 4 млн руб. Потерпевшие рассказывали, что курсы Шабутдинова состояли из советов «верить в себя». За доступ к ним нужно было внести «относительно небольшую сумму», но первый урок был «самопиаром» блогера, цена за дальнейшее обучение доходила до 1 млн руб.

Доходы большинства российских блогеров по итогам первого квартала 2023 года снова продемонстрировали рост, сообщал РБК со ссылкой на аналитику сервиса для автоматизации работы с фрилансерами и блогерами Solar Staff. У блогеров, зарегистрированных как самозанятые (таких около 4%), среднемесячные доходы показали больший рост — на 35% по сравнению с 2022 годом и более чем в два раза по сравнению с 2021 годом. При этом все больше компаний обращают внимание на их политическую позицию и требуют от них соблюдения закона о маркировке интернет-рекламы, отмечали эксперты.

Поделиться