«Оппенгеймер» захватил «Оскар»: как прошла церемония

. Какие фильмы попали в зону интересов киноакадемии

«Оппенгеймер» стал триумфатором 96-й церемонии премии «Оскар» в Лос-Анджелесе

Обновлено 11 марта 2024, 11:32
<p>Кристофер Нолан,&nbsp;Эмма Стоун&nbsp;и&nbsp;Киллиан Мерфи</p>
Фото: Arturo Holmes / Getty Images

Кристофер Нолан, Эмма Стоун и Киллиан Мерфи

В Лос-Анджелесе в ночь на понедельник завершилась 96-я церемония вручения премии Американской киноакадемии. «Оппенгеймер» Кристофера Нолана взял семь наград, включая три главные — за лучший фильм, режиссуру и мужскую роль. На втором месте по наградам оказались «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, из крупных категорий взяв «Оскар» за лучшую женскую роль. Две статуэтки получил фильм «Зона интересов» Джонатана Глейзера, одну — «Барби» (Билли Айлиш во второй раз удостоилась награды за песню к фильму). Впервые академия присудила «Оскар» режиссеру Уэсу Андерсону.

Событие было подчеркнуто праздничным, поскольку индустрия отмечала символическое воскрешение после летних забастовок Гильдии киноактеров и Гильдии сценаристов. Однако, несмотря на пышность и по-настоящему красную дорожку (организаторы исправились после прошлогоднего эксперимента с ковром цвета «шампань»), церемония казалась спешной и скудной на памятные моменты.

Начавшись не по традиционному таймингу, а на час раньше, церемония долго собирала звезд на дорожке — актеры-номинанты и актеры-вручанты (последние, к слову, были едва ли не важнее для оскаровской картинки, чем первые) опаздывали. Например, Лили Гладстоун, «душа» фильма Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны», а также Марго Робби — стереотипная Барби из «Барби», Роберт Дауни-младший из «Оппенгеймера» и другие носители громких имен прибыли в самый последний момент.

Зато в распределении развлекательных музыкальных номеров, разбавляющих речи нарядно одетых людей, организаторы постарались соблюсти интригу. Если прошлые церемонии энергично открывали песенные выступления с массовыми танцами, то в этот раз началось все скромно, но четко. Представили актрис второго плана и быстро наградили Давайн Джой Рэндольф. Актриса из «Оставленных» Александра Пэйна задала церемонии тон — торжественно-слезливый.

В дальнейшем сценарий действовал в традициях голливудского кино, то есть усердно манипулировал эмоциями присутствующих. Шутки быстро сменялись меланхоличными паузами, проникновенные речи — легкомысленным саундтреком, моменты откровенно неловкие — серьезными темами. Так, фильмы Джонатана Глейзера о холокосте «Зона интересов» и Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» проскочили между веселыми мелодиями и прибаутками.

Впрочем, «Оскар» — не та церемония, где принято задумываться и долго расшаркиваться. Если лауреат чуть замешкается у микрофона, перечисляя благодарности, мягкая оркестровая музыка подтолкнет его к выходу. Протокол строгий: 45 секунд на победную речь.

Анонсированное за неделю громкое выступление Райана Гослинга с песней I'm Just Ken из фильма «Барби» намеренно поставили в финальную часть: ожидание номера удерживало зрителей от соблазна выключить предсказуемое оглашение победителей. Зато зрелище действительно заслуживало задержаться у экрана: в ярко-розовом свете мужская часть каста фильма «Барби» плясала в смокингах, отсылающих к знаменитой сцене из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» с Мэрилин Монро.

Ведущий Джимми Киммел, уже поднаторевший к четвертой церемонии за свою карьеру, чувствовал себя на сцене расслабленно, к тому же вся организация работала как часы — никаких сбоев, перепутанных конвертов. К финалу немного подкачал Аль Пачино: 83-летний актер вышел оглашать победителя в номинации «Лучший фильм» и произнес «Оппенгеймер» так неуверенно, что даже фанфары зазвучали с опозданием.

Предсказания экспертов и букмекеров начали исполняться не сразу. Например, ожидавшие увидеть в победителях анимационный фильм «Человек-паук: Паутина вселенных» так его там и не увидели. Награду отдали Хаяо Миядзаки и его «Мальчику и птице», картине, собравшей ворох международных и национальных наград. Интрига актерских номинаций — Эмма Стоун или Лили Гладстоун, Киллиан Мерфи или Джеффри Райт — сюрпризов не принесла. Наградили Стоун (второй раз за карьеру) и Мерфи (первый раз — к гордости родной Ирландии).

Сценарную статуэтку получила «Анатомия падения» французской постановщицы Жюстин Трие, а не «Оставленные» или «Маэстро». Брэдли Купер со своим байопиком о Леонарде Бернстайне остался только с номинациями, как и «Дайана Найэд» с «Убийцами цветочной луны».

Судя по соцсетям, зрителям хотелось веселья, а не протокольно отрепетированного зрелища, но его почти не случилось. Аплодирующего пса Месси, исполнителя одной из главных ролей в «Анатомии падения», пришлось фотошопить для мемов, потому что Джимми Киммел, вопреки ожиданиям, так и не вывел этого почетного артиста на сцену.

И все же приятные дебюты прокрались в эту церемонию. Заслуженный режиссер идеального кадра Уэс Андерсон, переживший восемь номинаций на «Оскар», заполучил-таки награду за короткометражный фильм — «Чудесную историю Генри Шугара». А заслуженный Железный человек Роберт Дауни-младший взял свой первый «Оскар» — за роль Льюиса Штраусса в «Оппенгеймере» Кристофера Нолана, открыв таким образом наградную шкатулку фильма, в которую за вечер упало семь статуэток.

Победители 96-й церемонии вручения премии «Оскар»

  • Лучший фильм — «Оппенгеймер», Кристофер Нолан.
  • Лучший международный фильм — «Зона интересов».
  • Лучший режиссер — Кристофер Нолан, «Оппенгеймер».
  • Лучшая женская роль — Эмма Стоун, «Бедные-несчастные».
  • Лучшая мужская роль — Киллиан Мерфи, «Оппенгеймер».
  • Лучшая женская роль второго плана — Давайн Джой Рэндольф, «Оставленные».
  • Лучшая мужская роль второго плана — Роберт Дауни-младший, «Оппенгеймер».
  • Лучший оригинальный сценарий — «Анатомия падения».
  • Лучший адаптированный сценарий — «Американское чтиво».
  • Лучшая музыка к фильму — Людвиг Горанссон, «Оппенгеймер».
  • Лучшая песня к фильму — What Was I Made For Билли Айлиш, «Барби».
  • Лучший анимационный фильм — «Мальчик и птица», Хаяо Миядзаки.
  • Лучший короткометражный игровой фильм — «Чудесная история Генри Шугара», Уэс Андерсон.
  • Лучший короткометражный анимационный фильм — «Война закончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко».
  • Лучшая операторская работа — Хойте Ван Хойтема, «Оппенгеймер».
  • Лучший документальный фильм — «20 дней в Мариуполе», Мстислав Чернов.
  • Лучший короткометражный документальный фильм — «Последняя ремонтная мастерская», Бен Праудфут и Крис Бауэрс.
  • Лучший дизайн костюмов — «Бедные-несчастные».
  • Лучшие грим и прически — «Бедные-несчастные».
  • Лучшая работа художника-постановщика — «Бедные-несчастные».
  • Лучший звук — «Зона интересов».
  • Лучший монтаж — «Оппенгеймер».
  • Лучшие визуальные эффекты — «Годзилла: Минус один».
Поделиться