Восемь знаковых фильмов «Сандэнса» — главного кинофестиваля зимы

. Призраки Содерберга, Освенцим Айзенберга и «Алешенька» Луковниковой
Обновлено 07 февраля 2024, 09:02

С 18 по 28 января 2024 года в штате Юта прошел очередной, 40-й по счету, фестиваль независимого кино «Сандэнс». За последние несколько лет смотр, организованный более 30 лет назад известным актером Робертом Редфордом, разросся из маленькой тусовки для своих в полномасштабное кинособытие.

Традиционно «Сандэнс» считается трамплином для молодых авторов: Джейсон Райтман, Джордан Пил, Дэмьен Шазелл — все эти ныне прославленные кинематографисты начинали свою карьеру в маленьком горнолыжном городе Парк-Сити, который каждый год становится Меккой для любителей инди-кино.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, чем удивил «Сандэнс» в новом году и каким фильмам фестиваля суждено украсить собой грядущий сезон.

1. «Летом» / In the Summers

Реж. Александра Лакорасса

<p>Кадр из фильма &laquo;Летом&raquo;</p>
Фото: 1868 Studios

Кадр из фильма «Летом»

Победителем кинофестиваля в этом году стал ностальгический проект «Летние дни» от Александры Лакорассы, который на первый взгляд выглядит как своего рода «американский» ответ хиту 2022 года «Солнце мое» от шотландки Шарлотты Уэллс. «Летние дни» во многом вторят мотивам пронзительного дебюта Уэллс: обе картины исследуют взаимоотношения отца и дочери. Главные героини «Летних дней» сестры Виолетта и Ева проводят школьные каникулы вместе с дистанцированным отцом. Они едут в парк аттракционов, купаются в бассейне и учатся играть в бильярд. Так происходит из года в год, однако девочки взрослеют, их детская наивность сменяется подростковой надменностью, а родитель, напротив, становится лишь сентиментальнее. Вместе с девочками меняется и настроение их визитов, по ходу дела всплывают сложные взрослые проблемы, летние дни перестают быть такими солнечными, а каникулы внезапно становятся короче.

Как и «Солнце мое», «Летние дни», во многом фильм-настроение, не имеющий четкого сюжетного целеполагания, идеально передает ощущение кадра: внутренние стенания главных героев, их невозможность услышать друг друга до конца.

2. «Настоящая боль» / A Real Pain

Реж. Джесси Айзенберг

<p>Кадр из фильма &laquo;Настоящая боль&raquo;</p>
Фото: First Look Media

Кадр из фильма «Настоящая боль»

«Сандэнс» нередко становится приютом для известных актеров, делающих первые шаги в режиссуре. В этом году таким актером стал звезда фильмов «Добро пожаловать в Зомбилэнд» и «Социальная сеть» Джесси Айзенберг. Его вторая художественная работа, роуд-муви «Настоящая боль», не оставила критиков с холодным сердцем. Фильму вручили награду за лучший сценарий. Экранным партнером Айзенберга, который сыграл одну из ролей первого плана, стал Киран Калкин, получивший популярность после роли в «Наследниках».

Сюжет «Настоящей боли» разворачивается вокруг двух братьев, путешествующих по Польше после смерти бабушки. Во время поездки герои то и дело ссорятся, вспоминают старые обиды и манипулируют комплексом вины. Впрочем, визит в Освенцим, в котором много лет назад находилась покойная родственница, существенно остужает их пыл, напоминая о главном.

3. «Другой человек» / A Different Man

Реж. Аарон Шимберг

<p>Кадр из фильма &laquo;Другой человек&raquo;</p>
Фото: A24

Кадр из фильма «Другой человек»

Культовая студия А24 готовит для широкого проката очередной артхаусный хоррор, правда, на этот раз без участия Ари Астера («Реинкарнация»), а в компании новичка — Аарона Шимберга. Свой грациозный путь по главным фестивалям планеты «Другой человек» начал с «Сандэнса», где получил ожидаемо теплый прием. Подкупает и актерский состав — звезда супергеройских блокбастеров Себастьян Стэн и Ренате Реинсве, знакомая многим по драмеди «Худший человек на свете». Судя по синопсису, «Другой человек» — не традиционное жанровое кино, снятое на стыке хоррора и комедии.

Главный герой Эдвард, переживший сложную операцию, становится одержим актером, который изображает его в автобиографической постановке. Со временем Эдвард окончательно отказывается от собственной личности и становится абсолютно новым человеком. Помимо Стэна и Реинсве, в «Другом человеке» также появится современный человек-слон британец Адам Пирсон, который частично перевоплотится в самого себя.

4. «Объект 817» / Object 817

Реж. Ольга Луковникова

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Объект 817&raquo;</p>
Фото: While We're Here

Кадр из фильма «Объект 817»

Одной из самых больших неожиданностей минувшего «Сандэнса» стал короткометражный документальный «Объект 817», посвященный конспирологической теории об уральском инопланетянине, останки которого были найдены в горах. Режиссером бельгийского фильма выступила Ольга Луковникова из Молдавии. Оператором и звукооператором фильма стали челябинцы Виктор Завьялов и Иван Белов. Сама короткометражка снята на русском языке — Луковникова вместе с командой отправилась на место обнаружения таинственного гуманоида, которого в народе прозвали «Алешенькой» и «кыштымским карликом», и даже взяла интервью у силовика Владимира Бендлинина, который один из первых обнаружил «Алешеньку».

Съемки в России, по признанию Луковниковой, оказались достаточно сложными, однако результат стоил потраченных усилий. «Объект 817» — это тихое, практически медитативное кино об ускользающей красоте уральской глубинки и маленьком событии, навсегда изменившем ее историю.

5. «Я видел свет телевизора» / I Saw the TV Glow

Реж. Джейн Шёнбрун

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Я видел свет телевизора&raquo;</p>
Фото: A24

Кадр из фильма «Я видел свет телевизора»

Секция жанрового кино была и остается одной из главных на «Сандэнсе». В эпоху новой волны постхорроров специальная программа фестиваля с говорящим названием Midnight стала особенно популярна. Неоновый ужастик «Я видел свет телевизора» от начинающей постановщицы Джейн Шёнбрун выглядит особенно привлекательным. В 2021 году ее дебютная работа «Мы все идем на Всемирную выставку», частично снятая в формате скринлайф, где все события происходят на экране компьютера или смартфона, получила признание в узком кругу ценителей авторского кинематографа. В этом году у второго ее фильма «Я видел свет телевизора» есть все шансы достучаться до массового зрителя. Герои — двое сериаломаньяков (Джастис Смит и Бриджетт Ланди-Пейн) — узнают, что их любимое телевизионное шоу внезапно закрывается, после чего с ними начинают происходить странные и даже пугающие события. Помимо интригующей завязки, хоррор может похвастаться камео лидера Limp Bizkit Фреда Дёрста.

6. «Присутствие» / Presence

Реж. Стивен Содерберг

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Присутствие&raquo;</p>
Фото: Extension 765

Кадр из фильма «Присутствие»

Не только начинающие, но и весьма маститые голливудские режиссеры периодически привозят свои шедевры на «Сандэнс». В этом году таким режиссером стал Стивен Содерберг («Одиннадцать друзей Оушена», «Вне себя»), который в очередной раз приберег для аудитории нечто экстраординарное. О новом фильме Содерберга, снятом за 11 дней в весьма секретных обстоятельствах, не было известно примерно ничего вплоть до его премьеры. Однако отзывы у «Присутствия» весьма впечатляющие, критики и вовсе называют хоррор одной из самых неожиданных работ в карьере режиссера.

Сюжет разворачивается вокруг семьи, которая переезжает в дом, населенный призраками. Причем повествование «Присутствия» идет не от непосредственно хозяев дома, а от лица его мертвых обитателей.

7. «Люби меня» / Love me

Реж. Сэм и Энди Зукеро

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Люби меня&raquo;</p>
Фото: AgX

Кадр из фильма «Люби меня»

Научно-фантастическая драма «Люби меня» от режиссеров Сэма и Энди Зукеро попала в фокус массовой аудитории еще за пару месяцев до релиза, во многом благодаря актерскому дуэту Кристен Стюарт и Стивена Ёна, заявленных в касте. Действие фильма разворачивается в мрачном апокалиптическом будущем, где человечество буквально оказалось стертым с лица земли. Главные герои — две «умные» машины, оставшиеся после гибели людей. Они находят друг друга в интернете и, руководствуясь популярными романтическими видео, начинают выстраивать взаимоотношения. Обе машины находятся в так называемом кризисе Пиноккио: предаваясь экзистенциальным размышлениям, они задаются вопросами о смысле своего существования, реальности мира и целесообразности чувств и эмоций.

Поклонникам мультфильмов Pixar «Люби меня» очевидно напомнит более «взрослую» версию «В-АЛЛИ», более искушенные киноманы проведут ассоциации с «Экс-машиной» Алекса Гарленда. На деле же картина Сэма и Энди Зукеро — весьма самобытное произведение, исследующее актуальные тезисы самоидентичности и гендерной социализации.

8. «Странные сказки» / Freaky Tales

Реж. Анна Боден и Райан Флек

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Странные сказки&raquo;</p>
Фото: eOne Films

Кадр из фильма «Странные сказки»

После не самого удачного эксперимента в супергеройском жанре («Капитан Марвел») авторы трогательной учительской драмы «Полу-Нельсон» Анна Боден и Райан Флек, видимо, решили вернуться к творческим истокам. Их новая работа не имеет никакого отношения к большому конвейерному кино. Напротив, «Странные сказки» — то самое классические «сандэнсовское» кино, одновременно трогательное и смешное, заряжающее хорошим настроением. Структурно «Странные сказки» сняты в форме альманаха частично абсурдистских, частично исторически обоснованных сюжетов, связанных друг с другом лишь местом действия — американским штатом Окленд конца 1980-х годов. Синопсис фильма не раскрывается, однако создатели обещают столкновения неонацистов, камео звезд NBA и встречу с легендой хип-хопа.

Среди многочисленного звездного каста фильма выделяются Педро Паскаль, Том Хэнкс, Бен Мендельсон и покойный Ангус Клауд.

Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги