Ученые сняли на видео «разговор» между растениями

. Листочки очень бурно отреагировали на сигнал о грозящей опасности

Nature Communications: биологам удалось зафиксировать «разговор» растений

Обновлено 16 января 2024, 11:24
<p>Arabidopsis thaliana</p>

Arabidopsis thaliana

Молекулярные биологи из японского Сайтамского университета (Saitama University) смогли зафиксировать общение растений, им удалось это сделать с использованием флуоресцентного микроскопа. Результатами они поделились в публикации в научном журнале Nature Communications.

Ученые подтвердили в ходе эксперимента факт выделения растениями летучих органических соединений, которые отпугивают голодных травоядных и предупреждают соседние растения о приближающихся хищниках. Этот механизм они используют для передачи сигналов опасности соседним «сородичам».

Эксперты знали об этих защитных механизмах растений с 1980-х годов и с тех пор обнаружили их у более чем 80 видов. А вот как именно растения получают эти сигналы и реагируют на них, решили выяснить. Японцы применили методы визуализации в реальном времени.

Эксперимент провели с листьями Arabidopsis thaliana (рус. резуховидка Таля, растение из семейства крестоцветных). Для подачи сигналов опасности ученые использовали специальную помпу, которая транспортировала нужные летучие соединения (сигналы опасности) адресатам. На одни листики посадили гусениц, за другими листьями вели наблюдение и снимали на видео. В коротком десятисекундном ролике видно, как меняется окрас растений при получении сигнала опасности от соседей.

Обложка видео
Masatsugu Toyota / Saitama University

Ускоренная видеозапись эксперимента ученых Университета Сайтама с листьями растения Arabidopsis thaliana

В ответ на опасность или повреждения растения активно выбрасывали в воздух летучие вещества. Соседние обитатели лаборатории, оставаясь неповрежденными, реагировали на стресс путем выделения кальция. Ученые считают, что таким образом неповрежденные растения четко воспринимали сообщения раненых сородичей.

<p>Иллюстрация-пояснение к эксперименту с листьями Arabidopsis thaliana</p>
Фото: nature.com

Иллюстрация-пояснение к эксперименту с листьями Arabidopsis thaliana

<p>Ученые провели эксперимент с листьями Arabidopsis thaliana</p>
Фото: nature.com

Ученые провели эксперимент с листьями Arabidopsis thaliana

Ранее исследователи из научного центра Кавабати Университета Тохоку в Японии выяснили, что грибы тоже умеют «разговаривать». Делают они это после дождя и под землей при помощи электрических сигналов. Объектом пристального изучения стали небольшие грибы коричневого цвета под названием «лаковица двухцветная». Их нашли в лесу неподалеку от полевого научного центра.

Ученые подключили электроды к группе из шести грибов, а затем несколько дней контролировали электрический потенциал грибов, который измеряется в милливольтах. Выяснилось, что спустя пару часов после дождя грибы начали проявлять признаки активности. Эти сигналы, как предположили исследователи, служат формой коммуникации.