Глава детской редакции АСТ: уход Disney стал потерей для книжного рынка

. Уход иностранных писателей негативно повлиял на рынок детской литературы

Глава детской редакции АСТ Тишков: уход Disney стал потерей для книжного рынка

Обновлено 22 ноября 2023, 07:55
<p>Сергей Тишков</p>
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Сергей Тишков

Глава департамента «Планета детства» крупнейшего в России издательства АСТ Сергей Тишков в интервью РБК Life объяснил, что случилось с рынком детской литературы в 2023 году.

«Если говорить языком цифр, то в деньгах сегмент детской литературы падает. Сейчас он составляет порядка 18% от всего книжного рынка, падение — 14%», — отметил Тишков.

Он объяснил, что такая ситуация связана с уходом иностранных авторов. Несмотря на рост продаж произведений отечественных писателей, неохраняемая классика не заменит современные бестселлеры, отметил глава детской редакции АСТ.

На книжную отрасль также повлиял уход западных киностудий. По словам Тишкова, присутствие на медиарынке больших маркетинговых бюджетов компаний-мейджоров (в том числе западных Sony, Disney), «формировало определенную культуру». Теперь такой контекст будет создаваться отечественными производителями контента.

«На полках должны быть игрушки, в кинотеатрах — идти контент, в онлайне — вестись обсуждения. Все это формирует спрос. Понятно, что классика — Астрид Линдгрен (автор книг о Пеппи Длинныйчулок и Малыше и Карлсоне. — РБК Life), и Клайв Стейплз Льюис (автор цикла «Хроники Нарнии». — РБК Life) никуда не денется. Но параллельно должны появляться новые авторы, например книги, посвященные экранизациям и современному медийному контексту. После ухода Disney этому балансу предстоит сформироваться», — считает Тишков.

Он добавил, что детское подразделение если и заметило уход зарубежных авторов, то в незначительной степени. «У нас больше 90% портфеля — это российские авторы», — пояснил эксперт.

Однако для рынка в целом существенной потерей «стали Джоан Роулинг и все, что связано с Disney».

«Но следует оговориться, что сами правообладатели не то чтобы хотят уходить. Зачастую они лишь опасаются санкций, к которым может подвести получение денег из России. Есть и репутационные риски. Но большое количество независимых издательств, агентств и авторов продолжают здесь работать. Они понимают, что восстановить любовь читателей к их сериям и книгам будет очень трудно. И это уже будут другие бренды и новые люди», — отметил эксперт.

Тишков назвал в числе факторов, повлиявших на ситуацию в книжной отрасли в 2023 году, и демографическую ситуацию.

«С 2017 по 2022 год на 23% сократилась детская читательская аудитория от 0 до 4 лет. И эта демографическая яма сейчас «поехала» вверх. К 2027 году мы те же минус 23% будем иметь на возрастной диапазон 5–9 лет — а это база детской литературы», — привел данные глава детского подразделения АСТ.

Эксперт также указал на рост себестоимости книг — он находится на уровне 25%.

<p>Офис издательства АСТ</p>
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Офис издательства АСТ

О запросе на экранизации современных российских детских авторов, а также о том, есть ли сейчас спрос на сказки в литературе и что сейчас влияет на продажи книг, — читайте в интервью Сергея Тишкова для РБК Life.

Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги