«Сюда приходили Тарковский и Высоцкий». Мемуары жителей о старой Москве

. Вспоминаем богатую историю Красной Пресни
Обновлено 23 ноября 2023, 11:43
<p>Здание посольства Федеративной Республики Германия&nbsp;(особняк Горбуновых) на Большой Грузинской улице</p>
Фото: Наум Грановский / ТАСС

Здание посольства Федеративной Республики Германия (особняк Горбуновых) на Большой Грузинской улице

Пресня могла бы спокойно претендовать на статус отдельного города, тем более все атрибуты для этого присутствуют. Здесь есть своя промзона — в районе Шелепихи, своя главная магистраль — улица Красная Пресня, больницы, музеи, даже персональная водная артерия. Речка Пресня хоть и спрятана в трубу, но напоминает о себе двумя прудами в Зоопарке и сиротливым Горбатым мостиком, превратившимся в мемориал.

Вообще, любовь к памятникам на Пресне особая — большая часть из них посвящена революционерам. Ведь именно здесь в декабре 1905 года происходили ожесточенные бои между восставшими рабочими и царскими войсками. И если скульптурная композиция у метро «Улица 1905 года» и памятник «Булыжник — оружие пролетариата» более-менее известны за пределами района, то дворовый памятник Ильичу на улице Климашкина — чисто пресненская история. Ленина водрузили здесь на постамент в 1920-е годы на средства жителей окрестных домов и благодарных тружеников Трехгорки. К сожалению, автор скульптуры неизвестен. Необычна и ее судьба в наше время. 7 июня 2016 года жители района обнаружили, что памятник разрушили, однако уже через год местную достопримечательность восстановили. Что интересно, у этого памятника есть и брат-близнец в районе Дангауэровки, на улице Авиамоторной.

В любом случае советские памятники и здания постепенно уступают место новостройкам. Начиная с 1980-х Пресня начала активно застраиваться новыми домами, и процесс этот продолжается до сих пор. Яркий пример — Москва-Сити.

Марина Дьяконова, фотограф, художница и жительница Пресни

«Пресня — очень современный район. Да, не удивляйтесь, что такой старый район — такой современный. Он сразу создавался как передовой: новые производства, уникальные технологии, технические изобретения. И сейчас Пресня меняется быстрее прочих центральных районов, едва цепляясь за прошлое, бежит впереди всей Москвы по новизне, высоте и развитию. Пожалуй, это самый разнокалиберный район: здесь можно увидеть и самые высокие небоскребы Москвы, и городские усадьбы, гетто и блестящие бизнес-центры. Даже не сходя с одного места, только повернув голову, можно охватить взглядом всю историю нашей столицы именно на Пресне».

Пресня всегда была районом с хорошо развитой промышленной инфраструктурой. Здесь на протяжении десятилетий работало множество всевозможных предприятий, среди которых бывшая мебельная фабрика торгового дома «Мюр и Мерилиз», ставшая в советское время машиностроительным заводом «Рассвет», мастерские Московско-Смоленской железной дороги, превратившиеся впоследствии в Электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года, легендарная Трехгорка, бывшая Прохоровская мануфактура, и инновационный для своего времени Хлебозавод № 5 с автоматизированным кольцевым конвейером.

<p>Хлебозавод № 5. Въезд на территорию завода в Пресненском районе столицы,&nbsp;1958 год</p>
Фото: ТАСС

Хлебозавод № 5. Въезд на территорию завода в Пресненском районе столицы, 1958 год

Сегодня почти все производства закрылись, а некоторые даже были стерты с лица земли ради нового строительства. Но именно благодаря им в районе в 1920–1930-х годах появились отдельные конструктивистские здания и даже целые поселки, в том числе и комплекс «Нижняя Пресня», раскинувшийся по обе стороны от Шмитовского проезда. Несмотря на единую планировку, над проектом работали сразу девять архитекторов, благодаря чему каждый дом здесь уникален. Жилье тут в основном получали работники Трехгорки.

За годы существования Прохоровская мануфактура собрала огромный архив, который чудесным образом не был утерян и на данный момент систематизируется и оцифровывается специально обученными сотрудниками. Большая часть — это образцы тканей, в первую очередь тех, которые производили на Трехгорке. Здесь есть и образцы других российских и советских мануфактур, а также зарубежные материалы.

Еще один раздел — это альбомы с фотографиями, собранные сотрудниками народного музея при мануфактуре. Можно увидеть, как рабочие отдыхали, ходили на митинги, проводили свободное время. Таким образом можно проследить историю развития моды, как менялся стиль, внешний вид людей.

Последняя часть — документы, где можно найти личные дела, планы, важные постановления и прочее. Все материалы органично увязаны с историей района — познакомившись с ними, можно по-другому взглянуть на многие события прошлого века. К сожалению, до сих пор неизвестно, превратится ли закрытый архив в полноценный музей.

Биологический музей им. К. А. Тимирязева / VK
Фото: Биологический музей им. К. А. Тимирязева / VK

Вообще, с районными музеями на Пресне полный порядок: есть здесь и Тимирязевский музей, и музей-квартира Маяковского, и Планетарий. Однако у жителей района нет доступа к локальной истории, которая на самом деле оказывается намного интереснее и ближе, чем глобальная. В какой-то степени эту проблему призван решить масштабный выставочный проект «Пресня: выставка моей памяти». Он открывается 25 ноября в Центре «Зотов» — бывшем Хлебозаводе № 5, который сегодня мы знаем как Центр конструктивизма, филантропический проект ВТБ.

Дарья Филиппова, директор Центра «Зотов»

«При подготовке выставки нам было важно показать богатую историю района не только через наш личный опыт освоения места, но пропущенную через фильтр воспоминаний и впечатлений его жителей. В итоге получился особый поэтический образ реальной и воображаемой Пресни, где время и пространство смешиваются и меняются местами, подчиняясь законам драматургии, а не соотнесению конкретных событий и знаковых точек на карте».

В залах бывшего Хлебозавода № 5 будут представлены экспонаты из государственных музеев и личные дневники жителей, фотографии знаковых событий и кинохроника, произведения художников-шестидесятников и современных авторов. Богатая история района будет показана сквозь призму повседневности и через личный опыт освоения места, поэтому Пресня на выставке проявится в двух регистрах — реальном и воображаемом.

centrezotov.ru
Фото: centrezotov.ru

В рамках параллельной программы будут представлены несколько направлений лектория: в одном из них приглашенные эксперты расскажут о свойствах памяти (физиологической, технологической, исторической и художественной); другое будет сосредоточено на знаковых исторических и музейных локациях Пресни — Государственном музее В.В. Маяковского, Московском планетарии и др. У посетителей будет возможность встретиться с известными жителями района, принять участие в практических мастер-классах и посмотреть фильм-конструктор, собранный из архивных кадров 1920–1930-х годов, хранящих воспоминания о строительстве новой жизни и нового быта: запуске метро, ударной работе на производстве, культурной жизни и отдыхе. Проект станет знаковым и отчасти ностальгичным не только для жителей Пресни, но и для культурной и исторической жизни Москвы в целом. Помощь в его реализации оказал ВТБ, поддерживающий множество культурных институций и проектов России.

Еще одно особое место на Пресне — это Тишинка. Сегодня практически ничто уже и не напоминает о том, как выглядел этот район в середине XX века. Малоэтажные каменные особняки на красной линии местных улочек и деревянные домики во дворах, стрекочущие трамваи и спешащие горожане, а в самом центре — знаменитый Тишинский рынок.

<p>Тишинский рынок в выходные дни. Начало 1990-х годов</p>
Фото: Александр Неменов / ТАСС

Тишинский рынок в выходные дни. Начало 1990-х годов

Даже когда вокруг выросли многоэтажки, здесь оставался оплот «старого режима», куда приезжали москвичи из разных концов города. Ведь помимо традиционных съестных рядов, тут работал блошиный рынок, на котором торговали абсолютно всем — от антиквариата и винтажа до заграничных безделушек и необычной одежды. Здесь закупались столичные модники, а иностранные туристы рыскали в поисках подлинных сокровищ.

Местные жители по-свойски называли этот базар Тишкой, и для многих стало неприятной новостью, когда вместо исторического рынка вырос безликий торговый комплекс, который так и не сыскал народной любви и до сих пор стоит полупустым. Еще одним ударом для жителей Тишинки стала «кукуруза» — именно так за необычную форму они прозвали памятник «Дружба навеки».

Он появился на площади в 1983 году, ознаменовав 200-летие вхождения Грузии в состав Российской империи, которое произошло после подписания Георгиевского трактата. И да, это был первый проект Зураба Церетели в Москве, ставший в какой-то степени знаковым: уже в наше время скульптору выделят по соседству площадку для собственной мастерской и музея. Место выбрали неслучайно — по соседству издревле располагалась грузинская слобода.

Наталья Кочнева, старший вице-президент ВТБ

«Москва — невероятно разнообразный город, каждый ее район отличается от других. Новый проект Центра «Зотов» напоминает, что сегодня Пресня — не просто район с удобной инфраструктурой и хорошим расположением. Это место, объединяющее революционную историю, знаковые объекты архитектуры и множество талантливых людей, которые внесли вклад в развитие как города, так и всей страны».

На примере Пресни можно изучать историю не только Москвы, но и всей России, особенно это касается международных отношений. На берегах речки Пресни со времен Петра I селились грузины — об этом напоминают Большая и Малая Грузинская улицы, а также храм, где службы до сих пор идут на языке царицы Тамары.

<p>Монумент в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией. Авторы памятника &mdash; заслуженный художник Грузинской ССР Зураб Церетели и поэт Андрей Вознесенский</p>
Фото: Чириков / РИА Новости

Монумент в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией. Авторы памятника — заслуженный художник Грузинской ССР Зураб Церетели и поэт Андрей Вознесенский

По соседству в XX веке образовалось новое землячество — ассирийское. Вместе с армянами и другими христианами они стали жертвой политики геноцида со стороны османских властей — и без того малочисленный народ оказался буквально на грани исчезновения. Одним из направлений миграции стала Россия.

Для новых граждан, которые не говорили на русском языке, власти нашли работу — чистка и ремонт обуви. Беженцы селились в Москве общинами, и самая большая из них была как раз в районе Тишинки. Тут и сегодня есть так называемые ассирийские дома, в которых еще помнят национальные праздники с застольями прямо во дворах многоэтажек. Было очень по-домашнему, но сейчас эта традиция уже ушла в прошлое. Зато общее ощущение уюта осталось.

Елена, жительница Пресни

«Моя Пресня. Католический храм. Шутят, что, если хотите обмануть, что вы съездили за границу, сфотографируйтесь у католического храма. Вообще, район Пресни какой-то дружный. Есть паблик, в котором люди обмениваются вещами, помогают друг другу. Есть другой паблик, в котором люди вместе вывозят мусор, устраивают раздельный сбор. И происходит разбор мусора раз в месяц именно в этом католическом соборе. Если что-то накопилось, можно принести и сдать. И вот однажды был у них такой благотворительный день. А у меня что-то накопилось из стекла и пластика, большое количество. И вот я носила и носила. Это, в общем-то, пять минут от дома. Такси не вызовешь, не грузчика же нанимать. И вот я с пакетами иду. Там еще самый дорогой ресторан (La Maree на М. Грузинской ул. — «РБК Стиль»). Местечко такое очень дорогое, пафосное. И я иду с этим мусором. Блеск и нищета. И я так ходила с этим мусором весь день туда-сюда, с этими пакетами. Куча банок, пластика, журналы, газеты. И к вечеру я так устала... И я зашла и села. А там… играл органист. И он просто репетировал. Все ушли. И это так было красиво! И он играл Альбинони… А я сижу и понимаю, что это мне награда за сегодняшний труд. Органист играет и не знает, что для меня. И этот звук разливается… Очень красиво».

Культура, причем не только музыкальная, — еще одна отличительная особенность Пресни. Особого внимания заслуживает искусство кино. В советские годы в здании на углу Васильевской и 2-й Брестской улиц была сосредоточена вся кинематографическая жизнь нашей страны. Еще на заре прошлого века великий режиссер Эйзенштейн хотел основать клуб, в котором бы смотрели новинки кино и общались кинематографисты. В это же время, в период активной индустриализации, правительство стало открывать так называемые народные дома, где могли проводить культурный досуг рабочие и их семьи. Такой дом, самый большой и красивый в Москве, был открыт здесь в 1909 году и назван Алексеевским (в честь наследника престола).

<p>Центральный дом кинематографистов. Построен в 1968 году. Архитектор Е.Н. Стамо</p>

<p></p>
Фото: Иван Денисенко / РИА Новости

Центральный дом кинематографистов. Построен в 1968 году. Архитектор Е.Н. Стамо

Спустя тридцать лет это здание было передано в ведение кинематографистов и стало Домом кино. Оно еще несколько раз меняло свои адреса: было и на Ленинградском проспекте, и на Поварской. Пока наконец в 1968 году архитектором Стамо не было построено новое здание с большим зрительным залом на тысячу мест. Еще на стадии проектирования дома ему был подарен витраж Фернана Леже, великого французского художника. Вдова мэтра, Надежда Леже (Ходасевич), передала этот дар, и с тех пор витраж в холле большого зала является символом Дома кино.

В конце 1960-х — 1970-е здесь можно было встретить Владимира Высоцкого, Беллу Ахмадулину, Олега Ефремова, Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и многих других. Именно здесь отмечались премьеры легендарных фильмов, проходили выставки фотографий, театральные постановки.

И конечно, нельзя забыть сенсационные кинопоказы зарубежных кинолент, недоступных для массового зрителя. Что уж говорить о легендарном баре и ресторане Дома кино, где можно было попробовать пельмени по рецепту Сергея Герасимова и выпить чашку кофе, сваренного на песке.

В последние годы Пресня заскучала по собственному кинопространству, много лет объединявшему жителей страны. Центр «Зотов» понял это и предложил новый проект — «Зотов.Кино», который сегодня подарил новую киножизнь жителям района.

Георгий Самунджян, житель Пресни, участник мероприятий Лаборатории авторской фотокниги в Центре «Зотов»

«Главная особенность, наверное, в том, что Пресня — разная. Вспоминается Евгений Евтушенко: «Я разный — я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный…» Конечно, так можно сказать почти про всю Москву, но именно здесь это особая смесь. Здесь на одной улице дом Высоцкого и католическая церковь. Сюда за кинематографом приходили Андрей Тарковский, Андрей Звягинцев и даже Квентин Тарантино. Недалеко от производственных цитаделей Октябрьской революции располагается Московский международный деловой центр. Район не наполнен историей 200- или 300-летней давности так, как центральная часть города, но за 100 с лишним лет он активно впитывал в себя людей и культуру и обрел ту самую свою идентичность. Но, естественно, стоит прийти и почувствовать это самому».

Несмотря на то что Пресня не самый популярный у туристов район, приезжать сюда стоит, чтобы по чуть-чуть, по улице, по кварталу изучать эти необычные места. Начать можно с промышленного прошлого, потом погрузиться в конструктивистскую вселенную, а в конце пройтись по местным музеям.

centrezotov.ru
Фото: centrezotov.ru

Среди самых необычных — огромная экспозиция Музея истории телефона и светодинамическая диорама «Героическая Пресня.1905 год», а также Центр «Зотов» — культурное пространство, которое знакомит аудиторию с конструктивизмом, прогрессивным художественным течением ХХ века из России, оказавшим влияние на все мировое искусство и архитектуру.

А любителей поразмышлять о вечном ждут тихие аллеи одного из самых известных московских некрополей — Ваганьковского кладбища, где упокоились самые известные люди страны, среди которых есть и местные жители, к примеру Владимир Высоцкий или Владимир Даль. Но это уже совсем другая история.

Поделиться
Авторы
Теги