Производителям запретили уменьшать упаковку продуктов. Что это значит

. Генпрокуратура добилась внесения изменений в ГОСТ

В России производителям запретили самовольно уменьшать упаковку продуктов

Обновлено 02 ноября 2023, 15:35
<p>Покупательница выбирает молоко в супермаркете</p>
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Покупательница выбирает молоко в супермаркете

Генеральная прокуратура добилась внесения изменений в ГОСТ (межгосударственный стандарт) на пищевые продукты и установки единых требований к их фасовке. Теперь производители должны использовать фиксированные значения количества названного товара, сообщили в пресс-службе надзорного ведомства.

Что изменится

По инициативе надзорного ведомства внесены корректировки в «ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте». Как отметили в ведомстве, Минпромторг и Минсельхоз будут содействовать введению новых требований «с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений».

Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Теперь продавцы продуктов первой необходимости, которые по своему усмотрению меняют фасовку товаров в сторону уменьшения, лишатся права маркировать свои продукты знаком ГОСТ. По новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 г, молоко — 200, 250, 500, 1000, 2000 мл.

«Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.

При этом ГОСТ не является обязательным стандартом. Можно выпускать продукцию по техническим условиям, однако она должна соответствовать регламенту Таможенного союза о безопасности пищевой продукции.

Шринкфляция

Для чего же нужен новый ГОСТ? Проблема в шринкфляции, когда производители намеренно сокращают объем упаковки, например, с 1 л до 900 мл, до 900 г пачку крупы или контейнер яиц до 9 штук, при этом сохраняя на товар прежнюю цену.

Шринкфляция — тактика, широко используемая в пищевой промышленности, когда производители сокращают размеры упаковки, не снижая цены. Таким образом они стремятся снизить свои затраты на фоне устойчиво высокой инфляции цен на продукты питания.

Ситуация в России

Российские покупатели столкнулись с этим явлением после кризиса 2008 года. Эта практика начала набирать обороты в 2012 году, следует из исследования Института маркетинговых исследований GfK. По их данным, производители товаров повседневного спроса уменьшили размеры своих упаковок на 7–20% в зависимости от категорий. Покупатели стали чаще замечать эти уловки: к 2018 году число россиян, обращающих внимание на стоимость за 1 кг/л продукта, значительно увеличилось — 47%. В 2012 году таких было 29%.

Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Привычная коробка чая включала в себя уже 95 пакетиков вместо 100. На смену бутылке 0,5 л с газировкой пришла тара объемом 0,45 л. За период с 2013 по 2018 год банка сметаны весом 350 г уменьшилась сначала до 330 г, а затем до 315 г. Компания Mars в 2022 году поставляла в Россию корм для домашних животных в упаковке 75 г взамен прежних 85 г. На такую же уловку пошли производители печенья — вес пачки уменьшился со 126 до 112 г.

Ситуация в Европе

Один из самых громких случаев, когда производитель решился уменьшить вес товара, оставив прежнюю цену, произошел в 2016 году. Шоколадный батончик швейцарской марки Toblerone стал меньше на 10%. Необходимость такого шага в корпорации Mondelez International объяснили ростом цен на ингредиенты.

Обложка видео
Top 10s / YouTube

Британские потребители возмутились. Уменьшенную версию плитки они сравнили с «беззубым гребнем», потому что расстояние между зубчиками увеличилось. Производитель пошел навстречу лишь в одном — батончику вернули привычный вид, напоминающий гору Маттерхорн. Однако длину лакомства все же сократили.

Victor Lisitsyn / Global Look Press
Фото: Victor Lisitsyn / Global Look Press

В сентябре этого года компания Mars призналась, что ей пришлось сократить размер шоколадных батончиков Galaxy из-за «растущих затрат». По словам производителя, такая мера — «способ избавить любителей шоколада от необходимости идти на компромисс в отношении «качества или вкуса». Если раньше плитка продавалась в упаковке весом 110 г, то теперь она едва достигает 100 г.

Продавцы против производителей

В сентябре французская сеть супермаркетов Carrefour начала маркировать на своих полках продукты, которые уменьшились в размерах. Этикетки гласили «Объем или вес этого продукта снизились, а фактическая цена от поставщика выросла». Так они решили предупредить покупателей о том, что определенные товары стали дороже.

Обложка видео
Reuters / YouTube

Среди маркированных продуктов оказались шоколад Lindt и холодный чай Lipton. Объем последнего сократился с 1,5 л до 1,25 л (0,33 галлона), а цена при этом выросла на 40% за литр. Директор по связям с клиентами Carrefour Стефан Бомпаис заявил, что производители должны переосмыслить ценовую политику.

«Очевидно, что цель стигматизации этих продуктов — дать возможность производителям переосмыслить свою ценовую политику», — отметил Бомпаис.

Его поддерживает министр финансов Франции Брюно Ле Мэр, который в июне 2023 года провел встречу с представителями 75 крупных ретейлеров и потребительских групп, призывая их снизить цены. После нового раунда встреч политик заявил, что Unilever, Nestle и PepsiCo оказались в числе компаний, не соблюдающих политику цен.

Предупреждения о сокращении веса товаров в упаковках появились во всех французских магазинах Carrefour. По словам представителей сети, они будут действовать до тех пор, пока целевые поставщики не согласятся на снижение цен. Ретейлер планирует в ближайшее время расширить перечень маркируемых товаров.

Поделиться