Импрессионизм, театр и прочий авангард: где найти точку входа в искусство

. Рассказываем о полезных лекциях о русском и мировом культурном наследии
Обновлено 22 сентября 2023, 09:20
Manfred Bail / Global Look Press
Фото: Manfred Bail / Global Look Press

Подступиться к многогранной теме искусства — задача для неподготовленного человека нелегкая. Желающим открыть для себя мир архитектуры, кино, живописи и театра зачастую не хватает точки входа и компетентного проводника.

Можно ли понять обширный и разнообразный авангард, не имея перед собой структурированной и качественно изложенной информации? Или рассматривать импрессионистов, не обладая базовыми знаниями об этом направлении живописи? И все же самостоятельно, не оканчивая институтов и не блуждая в информационном океане интернета, начать путешествие в историю мировой культуры реально. Подсказка: понадобятся опытные онлайн-экскурсоводы.

РБК Life рассказывает, что нового можно узнать из десяти лекций о кинематографе, русском национальном театре, импрессионизме и авангарде, а также подсказывает, где их посмотреть.

«Что такое русский импрессионизм»

Лектор: Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма.

Ключевые слова: Поленов, Репин, Париж, Коровин, символизм, Кандинский, Врубель.

Записана: 2020 год.

Обложка видео
Музей русского импрессионизма / YouTube

Предтечей авангарда в русском и европейском искусстве стали импрессионисты и символисты. На рубеже XIX–XX веков русские художники тесно взаимодействовали как с западными, так и с отечественными писателями и поэтами — представителями литературы Серебряного века. Символизм, доминировавший как литературное направление, неизменно влиял и на живопись. В это же время в парижских салонах все активнее на первый план выходили сюжеты в технике алла прима (картины, написанные за один сеанс) об отрадной и веселой жизни, наполненной светом, растворяющим своих героев. Два этих течения впервые объединились в русской живописи благодаря Василию Поленову.

«От Моне до ван Гога: импрессионисты и постимпрессионисты в коллекции Морозовых»

Лектор: Анастасия Мамаева, искусствовед, специалист по истории русского искусства.

Ключевые слова: Морозовы, Моне, Дега, коллекции, постимпрессионизм.

Записана: 17 августа 2022 года.

Работы Моне, Ренуара, Серова и Коровина, которые часто можно увидеть на выставках в отечественных музеях (так, в прошлом году в ГМИИ им. Пушкина при поддержке банка ВТБ была организована обширная экспозиция «Брат Иван»), собирались энтузиастами, навсегда вошедшими в историю русского искусства. Братья-меценаты Иван и Михаил Морозовы начинали с покупок в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, где выставлялись выдающиеся импрессионисты — Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар. Торговец картинами Амбруаз Воллар представил Ивану Морозову полотна Поля Сезанна, а на Осеннем салоне 1904 года Иван впервые увидел живопись Пьера Боннара. Михаил Морозов коллекционировал картины Михаила Врубеля и Валентина Серова, обращался к иконам и эскизам Василия Сурикова, покупал работы салонных живописцев и постимпрессионистов, еще неизвестных широкой публике — Поля Гогена, Винсента ван Гога и Эдварда Мунка.

Лекция, записанная силами образовательного проекта Level One при поддержке ВТБ, поможет ближе познакомиться с коллекционерами Морозовыми и с художниками, которых те открыли всему миру и на чьи судьбы повлияли; узнать подробности о мировых шедеврах и вникнуть в логику, которой братья Морозовы руководствовались, собирая предметы искусства.

«На изящном». Подкаст

Эпизод: «Что творилось за кулисами постимпрессионизма».

Гость: Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по научной работе и профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: Вермеер, Салон отверженных, изоляция, Ле Дантю.

Записан: 29 июля 2023 года.

Мария Аборонова, автор телеграм-канала Art is New Sexy, с Ильей Доронченковым обсуждают, как русское искусство напитывалось западным и почему сейчас создается впечатление, что изоляция с 1914 года благотворно повлияла на развитие национального самоопределения, в частности на появление супрематизма и конструктивизма. Кузьма Петров-Водкин писал, что это было «полезное здоровое одиночество, которое позволило разложить наспех нахваченный багаж [коллекционера] Сергея Щукина», но изоляция при ближайшем рассмотрении так или иначе оказалась аномальным культурным состоянием для русского искусства.

«Русский авангард»

Лектор: Анастасия Мамаева, искусствовед, специалист по истории русского искусства.

Ключевые слова: Малевич, Ларионов, Кандинский, Пикассо, Сезанн, супрематизм, лучизм.

Записана: 18 мая 2023 года.

Русский авангард не возник из ниоткуда. Пару десятков лет на рубеже XIX–XX веков молодые русские художники напитывались западной (преимущественно парижской) живописью и техникой. Интересуясь, путешествуя по Европе, часто без гроша в кармане, и посещая западных художников, они почерпнули много полезного и революционного, вывели и развили новое, отличное от творчества «парижских учителей», течение.

Из посвященной русскому авангарду лекции, также записанной силами Level One при поддержке ВТБ, можно узнать, почему молодые художники отказались от классического искусства, откуда появились Кандинский, Малевич и Татлин — именно в том виде, который нам знаком, — как Ларионов начал устраивать хэппенинги и открыл такой вид искусства, как бодиарт, и проследить влияние ван Гога, Гогена и Сезанна на молодых авангардистов.

«Авангард в архитектуре»

Лектор: Александра Шейнер, член Союза московских архитекторов, историк искусства. Ведущий архитектор архитектурного бюро SPEECH. Призер всероссийского фестиваля молодых архитекторов «Перспектива», финалист конкурса «АрхиГрафика».

Ключевые слова: Константин Мельников, Иван Леонидов, Заха Хадид, Норман Фостер.

Записана: 21 июля 2023 года.

Курс на создание новой общности новых людей в России после 1917 года оказал сильнейшее влияние на искусство в целом и архитектуру в частности. Появлялись новые школы, полет человеческой мысли рождал опережающие свое время идеи, а на выходе, как компромисс между амбициями и возможностями реализации, возникали интересные, невиданные доселе проекты. Эти исторические рассуждения об абстракциях прошлого на протяжении лекции крепко привязаны к ярким примерам архитектурной мысли — будь они в формате эскизов, представляющих фантазию, которая напомнит пейзажи нынешних мегаполисов из стекла и бетона, или реализованных в моменте объектов, таких как Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга или Шуховская башня. В еще одном проекте Level One и ВТБ Александр Шейнер упоминает основателей русского авангарда, не упуская возможности обозначить их влияние на знаменитых архитекторов современности.

«Авангард в кино»

Лектор: Олег Грознов, искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры».

Ключевые слова: Эйзенштейн, Кулешов, Малевич, киноимпрессионизм, пролетариат.

Записана: 27 июня 2023 года.

Молодое советское государство подчинило своим целям кинематограф, избавившись от западного влияния (и множества американских фильмов в кинотеатрах) в 1920-е годы, и советский зритель получил взамен другое кино. А главные кинематографисты и изобретатели киноязыка, такие как Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Яков Протазанов, Лев Кулешов и другие, сформировали тот самый советский авангард, переосмысляя монтаж, экспериментируя с новыми средствами выразительности и создавая теоретический фундамент. Авангард в советском кино, подаривший миру такие шедевры, как «Человек с киноаппаратом», «Мать» и «Броненосец «Потемкин», оказал влияние на все мировое кино.

«Детство в советском кино»

Лектор: Олег Грознов, искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

Ключевые слова: Дзига Вертов, пионеры, «Республика ШКИД», Андрей Тарковский.

Записана: 21 августа 2023 года.

Тема детства в советском кинематографе в различные эпохи раскрывалась по-разному, и одного статичного образа она за собой не оставила. Каждый период, начиная с 1920-х годов, рисовал свой тип советского ребенка — от юного пионера, стремящегося к светлому коммунистическому будущему, до фантастического высокоморального существа из неизведанного столетия. Между ними были и беспризорники, поддающиеся перевоспитанию, и дети, пережившие войну, «павлики морозовы», дети-герои, обычные школьники. Образы пионеров у режиссера и теоретика кино Дзиги Вертова открыли советское детство, а утопическая «Гостья из будущего» Павла Арсенова в эпоху застоя завершила его.

В еще одном совместном проекте Level One и ВТБ искусствовед Олег Грознов рассказывает о каждом киноисторическом периоде, приводя в пример его главные картины, а также наводит мосты к работам современных кинематографистов. Лекция будет интересна как заядлым кинолюбителям, так и новичкам, сохранившим теплые воспоминания о просмотренной в детстве «Республике ШКИД».

«Как Островский создал русский национальный театр»

Лектор: Егор Сартаков, кандидат филологических наук, литературовед, старший преподаватель кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ, лучший гид Москвы по версии Русского географического общества.

Ключевые слова: Островский, театр, Гоголь, дворянство, купечество, Замоскворечье.

Записана: 23 марта 2023 года.

Драматурга Александра Островского, который получил признание в возрасте 26 лет после чтения пьесы «Свои люди — сочтемся» в доме издателя Михаила Погодина, заслужив похвалу от Николая Гоголя (а после — Льва Толстого, Ивана Гончарова и других), считают основателем русского национального театра. Почему именно такую формулировку получила эта культурная институция? Этому есть объяснение: именно Островский пересобрал существовавший в Российской империи театр так, что смог явить на сцене Россию в миниатюре. Он сделал театр всесословным, отказавшись изображать в драматургии только лишь дворянство и обратившись к купечеству. Главные произведения Островского (от «Грозы» до «Бесприданницы») отражают его замысел, представляя для тех времен новые типажи: состоявшийся богатый купец, его дочь, бойкий стряпчий, красноречивая сваха. Интересно, что еще при жизни драматург получил прозвище Колумб Замоскворечья — за репрезентацию купеческого сословия, проживавшего в московском районе Замоскворечье.

Репертуарным национальный театр стал благодаря упорному труду Островского, который писал по 12 пьес в год, и все они вошли в театральный репертуар, несмотря на часто негативное отношение критиков к труду драматурга.

«Как читать скрытые смыслы в живописи»

Лектор: Алексей Ларионов, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа.

Ключевые слова: аллегория, живопись, символизм, мифология, Рубенс, Вермеер.

Записана: 22 апреля 2018 года.

Обложка видео
Arzamas Arzamas / YouTube

Аллегории, вшитые в произведения живописцев эпохи Возрождения, можно научиться читать. Любовь обезоруживает Персея у Рубенса, его же «Союз Земли и воды» скрывает под собой союз Антверпена и реки Шельды, а под ногой Веры у Вермеера — глобус, символизирующий целый мир. Разумеется, без комментариев к полотнам, помогающим определить контекст — как мифологический, так политический и бытовой, — тут не обойтись.

Поделиться
Авторы
Теги