Почему «Два, три, демон, приди!» — хоррор года. В прокате с 10 августа

. Критик разбирается, как дебютанты из Австралии держат в напряжении

Критик Елена Зархина — о хорроре «Два, три, демон, приди!»: почему он удался дебютантам

Обновлено 10 августа 2023, 06:46
<p>&laquo;Два, три, демон, приди!&raquo; (оригинальное название Talk To Me)&nbsp;&mdash; хоррор от A24 и братьев-дебютантов Дэнни и Майкла Филиппу. В очередной раз студия, подарившая зрителю &laquo;Реинкарнацию&raquo;, &laquo;Солнцестояние&raquo; и &laquo;Всё, везде и сразу&raquo;, предлагает качественное зрелище</p>
Фото: A24

«Два, три, демон, приди!» (оригинальное название Talk To Me) — хоррор от A24 и братьев-дебютантов Дэнни и Майкла Филиппу. В очередной раз студия, подарившая зрителю «Реинкарнацию», «Солнцестояние» и «Всё, везде и сразу», предлагает качественное зрелище

10 августа в российский прокат выходит австралийский хоррор студии А24 «Два, три, демон, приди!» — дебютная картина братьев-близнецов Дэнни и Майкла Филиппу, которые до этого вели популярный YouTube-проект RackaRacka. Их полнометражная картина уже успела поколесить по крупным западным кинофестивалям (от «Сандэнса» до South by Southwest), где изрядно напугала рядовых зрителей и восхитила ценителей жанра.

Кинокритик Елена Зархина рассказывает о феномене фильма, в котором страх и боль работают как терапия.

В открывающей сцене камера оператора Аарона Маклиски буквально залетает на подростковую вписку. Пока старшеклассники веселятся в огромном доме, залив пол алкоголем и заполонив все свободные спальни, белокурый юноша постарше мечется в поисках младшего брата. Последний тоже заперся в свободной комнате, но один, и отказывается выходить наружу. Когда же незваный гость находит брата в невменяемом состоянии и пытается увести его домой, тот берет в руки нож и происходит необратимое. Этот эпизод, снятый динамично и напряженно, задает тон всему фильму — зрителю не дадут заскучать, а сюжет то и дело будет испытывать нервную систему на прочность.

Главная героиня фильма Мия (невероятно талантливая актриса Софи Уайлд) пытается справиться с посттравматическим синдромом — в результате несчастного случая два года назад умерла ее мама. Но время не лечит, утрата не ощущается менее болезненно, к тому же с отцом отношения не ладятся, так что она постоянно гостит в доме близкой подруги Джейд (Александра Дженсен). В чужой семье Мия почти как своя: у нее хорошие отношения с младшим братом подруги, Райли, и с их матерью Сью (Миранда Отто — единственная в касте звезда, снимавшаяся во «Властелине колец»).

<p>Кадр из фильма &laquo;Два, три, демон, приди!&raquo;</p>
Фото: A24

Кадр из фильма «Два, три, демон, приди!»

Но Мии все равно очень одиноко. Только парень Джейд, Дэниэл, с которым Мия по-детски встречалась в средней школе, общается с ней, остальные же считают ее странной и сторонятся. На очередную вечеринку «для своих» Мия уговаривает Джейд взять ее с собой. Там старшеклассники предлагают необычный способ скрасить вечер — провести спиритический сеанс с мумифицированной рукой умершего шамана, который умел общаться с усопшими. Самому смелому нужно пожать руку под зажженную свечу, увидеть призрака и впустить его в себя. Важно не переусердствовать — если продолжить общение с потусторонними силами дольше 90 секунд, призрак останется в теле человека.

<p>Кадр из фильма &laquo;Два, три, демон, приди!&raquo;</p>
Фото: A24

Кадр из фильма «Два, три, демон, приди!»

Желая сойти за свою, Мия первой вызывается стать мостиком между этим миром и миром мертвых. Сеанс проходит пугающе и незабываемо — впервые за долгое время Мия испытала что-то помимо острой боли внутри. Спустя время вечеринка с вызовом духов повторяется, а в эксперименте участвуют почти все, включая Райли — самого младшего и самого желанного для злых духов, уставших томиться в Лимбе. Но если остальных встреча с призраками просто веселит, для Мии это шанс пообщаться с матерью, которая начинает прорываться из потустороннего мира, чтобы защитить дочь.

Именно сцены общения Мии с матерью, которые сменяют эпизоды неподдельного саспенса, — самые пронзительные в фильме. Молодая актриса Софи Уайлд не просто оголенный нерв истории, но и ее сердце. Подобно Дэниэлу Калуи в хорроре «Прочь», ее огромные выразительные глаза как распахнутые двери, в которых отражается все, что переполняет ее изнутри.

Но оммажами к «Прочь» полнометражный дебют братьев Филиппу не ограничивается. Здесь хватит отсылок и к «Реинкарнации» Ари Астера, и к «Приглашению» Карин Кусамы. С первым «Демона» роднят страшные в своей убедительности сцены самоувечья, а со вторым — эпизод, в котором главные герои обнаруживают на дороге сбитых животных: в «Приглашении» — это волк, а в «Демоне» — кенгуру.

Раненые животные — очевидные символы, предсказывающие недоброе, но в фильме Филиппу эта сцена обретает дополнительный объем: Мия не решается добить умирающего детеныша кенгуру, чтобы прекратить его страдания, в то время как юный Райли сокрушается, что это необходимо сделать. Моральная дилемма закольцовывается с финалом фильма, когда нужно будет взглянуть своему страху в лицо и решиться на активное действие.

<p>Кадр из фильма &laquo;Два, три, демон, приди!&raquo;</p>
Фото: A24

Кадр из фильма «Два, три, демон, приди!»

Личная насмотренность и хорошее ориентирование в хоррорах (от свежих хитов до нетленной классики) — то, что помогло режиссерам-близнецам сделать по-настоящему сильный дебют, в котором уважение к канону удачно совмещается с попыткой взглянуть на привычные элементы жанра под новым углом.

«Два, три, демон, приди!» во многом через страх (в фильме по-настоящему пугающих сцен немного, но от тех, что есть, замирает сердце) пытается отрефлексировать совершенно другие чувства: отчужденность, одиночество, боль и травму утраты. Мия, у которой сразу два дома, всюду чувствует себя лишней. Близкую подругу приходится делить с бывшим парнем, а отца — с его собственным горестным переживанием смерти жены.

В этой эмоциональной изолированности героиня уже ощущает себя живым мертвецом — чувство, на которое, как акулы на кровь, несутся к ней духи умерших. Ей и самой с ними не только страшно, но и очень понятно — ее жизнь со смертью мамы встала на паузу, напоминая вневременность Лимба: вернуться в счастливое прошлое нельзя, но и к будущему нет притяжения.

Решение сделать центральными героями молодежь тоже работает на замысел братьев Филиппу. Еще не сформировавшиеся личности, которым не хватает жизненного опыта и знаний о себе, чтобы разобраться во всем многообразии внутренних чувств, подкупают и очаровывают. Их хочется одновременно и уберечь, и утешить.

<p>Кадр из фильма &laquo;Два, три, демон, приди!&raquo;</p>
Фото: A24

Кадр из фильма «Два, три, демон, приди!»

Тот факт, что фильму есть что предложить зрителю, помимо острых ощущений, говорит о многом. Хоррор когда-то и зародился как жанр, который не только изводит нервную систему, но и позволяет через достигаемый катарсис дать выход эмоциям посложнее: понять причину страха, поплакать над тем, от чего больно, и проговорить то, что казалось невыразимым словами.

Поэтому хорроры — кинотерапия XXI века, и «Два, три, демон, приди!» встает в один ряд с сильными представителями жанра, после просмотра которых хочется не только поскорее выйти на улицу и вдохнуть полной грудью, но и разобраться со всеми своими демонами, которые мешают спать и жить.

Поделиться
Авторы
Теги