25 лет спустя. Как состарился «Армагеддон» Майкла Бэя с Брюсом Уиллисом

. Почему в таком плохом фильме оказались такие хорошие актеры

Фильму «Армагеддон» исполнилось 25 лет: какие проблемы были у фильма

Обновлено 23 января 2024, 06:14
<p>В 1998 году команда &laquo;Армагеддон&raquo; спасла планету от астероида</p>
Фото: Touchstone Pictures

В 1998 году команда «Армагеддон» спасла планету от астероида

Фильм «Армагеддон» в этом году празднует свое 25-летие — вышедшая на экраны в 1998-м лента стала культовой, но с рядом оговорок: фильм-катастрофа Майкла Бэя, снятый по сценарию Тони Гилроя и Дж. Дж. Абрамса («Андор», «Звездный путь») переполнен киноляпами и научными неточностями, что не мешает ему оставаться одним из самых известных представителей жанра.

Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как создавалась картина, почему получилась такой нескладной, но популярной и как состарилась за эти годы.

Полный «армагеддец»

На Землю несется огромный астероид, траекторию движения которого нельзя изменить. По подсчетам ученых, через две с половиной недели небесное тело столкнется с нашей планетой, уничтожив все живое. Сотрудники NASA (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства) находят единственный способ предотвратить катастрофу: высадить на астероид группу астронавтов, которые пробурят в нем скважину и заложат внутрь бомбу. Когда произойдет мощный взрыв, астероид расколется на фрагменты, что позволит максимально снизить ущерб от его столкновения с Землей.

<p>Брюс Уиллис стал сниматься в &laquo;Армагеддоне&raquo;, чтобы не платить неустойку за сорванный проект</p>
Фото: Touchstone Pictures

Брюс Уиллис стал сниматься в «Армагеддоне», чтобы не платить неустойку за сорванный проект

Ученые и лучшие умы NASA делают неожиданную ставку — решают отправить в космическом шаттле, ответственном за судьбу человечества, не опытных астронавтов, а нефтяников, ведь они специалисты в проделывании правильных «дыр». Так собирается команда лихих ковбоев в скафандрах во главе с начальником цеха Гарри Стэмпером, которого сыграл «крепкий орешек» Брюс Уиллис. Вместе эти избранные работяги должны выполнить самую сложную операцию по спасению планеты и подарить людям второй шанс.

В процессе производства многое пошло не так. Уже даже читая синопсис фильма, зритель, хоть сколько-то знакомый с наукой и космосом, задастся справедливым вопросом: почему при дефиците времени решено было отправить в космос нефтяников, у которых нет необходимой подготовки и физических данных для полета? Ведь легче обучить астронавтов бурению, а не наоборот.

<p>Бен Аффлек спросил у Майкла Бэя, почему&nbsp;бы не обучить астронавтов бурению вместо того, чтобы отправлять бурильщиков на астероид.&nbsp;Режиссер посоветовал ему &laquo;заткнуться&raquo; и не лезть не в свое дело</p>
Фото: Touchstone Pictures

Бен Аффлек спросил у Майкла Бэя, почему бы не обучить астронавтов бурению вместо того, чтобы отправлять бурильщиков на астероид. Режиссер посоветовал ему «заткнуться» и не лезть не в свое дело

Студенты-физики Лестерского университета в 2012 году вычислили, что метод с водородной бомбой нерабочий: чтобы расколоть взрывом астероид, нужно взорвать снаряд мощностью 800 трлн тераджоулей, в сотни раз превосходящей в разрушительности самую мощную из испытанных на Земле «царь-бомбу» АН602.

Но даже эти нестыковки — не самая большая проблема «Армагеддона». Еще до премьеры картину поймали на плагиате: проект вышел в один год с другим фильмом-катастрофой «Столкновение с бездной», сюжет которой тоже выстраивается вокруг космической угрозы, способной уничтожить Землю.

<p>Разрушения Нью-Йорка в фильме выглядели зрелищно, но уже через три года вышли &laquo;Армагеддону&raquo; боком, когда случился теракт 11 сентября&nbsp;</p>
Фото: Touchstone Pictures

Разрушения Нью-Йорка в фильме выглядели зрелищно, но уже через три года вышли «Армагеддону» боком, когда случился теракт 11 сентября

По словам сценариста «Столкновения» Брюса Джоэла Рубина, во время работы над сценарием он обсудил замысел будущего фильма с тогдашним руководителем Disney Майклом Айснером во время их ланча. Каково же было удивление Рубина, когда спустя время он узнал, что Disney запустил в производство работу над «Армагеддоном» — фильмом-катастрофой с аналогичным сюжетом. Никакого легального разбирательства за этим не последовало, а рассудили оба проекта сухие цифры: «Армагеддон» собрал больше денег ($554 млн против $350 млн), а «Столкновение с бездной» — больше положительной критики, что тоже приятно.

Знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт возненавидел «Армагеддон». В рецензии он был беспощаден: «Данный фильм — это издевательство над вашими глазами, ушами, мозгом и здравым смыслом».

<p>Фильм все&nbsp;же получил несколько премий. Например, Blockbuster Entertainment Awards&nbsp;&mdash; ее вручили Бену Аффлеку и Брюсу Уиллису как лучшим актерам в научно-фантастическом кино. Или MTV Video Music Award за лучшую песню к фильму (&laquo;I Don&#39;t Want to Miss a Thing&raquo; Aerosmith)&nbsp;. Но самой известной стала &laquo;Золотая малина&raquo; за худшего актера&nbsp;&mdash; она досталась Брюсу Уиллису</p>
Фото: Touchstone Pictures

Фильм все же получил несколько премий. Например, Blockbuster Entertainment Awards — ее вручили Бену Аффлеку и Брюсу Уиллису как лучшим актерам в научно-фантастическом кино. Или MTV Video Music Award за лучшую песню к фильму («I Don't Want to Miss a Thing» Aerosmith) . Но самой известной стала «Золотая малина» за худшего актера — она досталась Брюсу Уиллису

Любопытно, что спустя время даже Майкл Бэй признался, что фильм оказался далек от своего изначального замысла. А в интервью 2013 года для Miami Herald он и вовсе извинился за «Армагеддон», объяснив, что во многом фильму навредили сжатые сроки и давление со стороны студии — съемки длились всего 16 недель, чтобы успеть закончить проект к началу летнего сезона (релиз состоялся 30 июня). После выхода интервью Бэй решил откреститься от своих слов и заявил, что его неправильно процитировали. Но бравший у него интервью журналист предоставил аудиозапись беседы, которая развеяла любые спекуляции насчет трактовки слов режиссера.

Звезды на астероиде

Уж чем «Армагеддон» может гордиться, так это актерским составом, который «загремел» в фильм при разных обстоятельствах. Бен Аффлек и Лив Тайлер только набирали мировую популярность, и возможность оказаться в летнем блокбастере режиссера с именем казалась им идеальным карьерным лифтом. Впрочем, они были не так уж не правы в перспективе: у Аффлека последовали легендарные роли в фильмах «Догма», «Перл-Харбор», «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» и других; Лив Тайлер сыграла Арвен во франшизе «Властелин колец» и генеральскую дочку «Невероятном Халке» от Marvel.

Стив Бушеми, который устал играть всяких фриков («Фарго», «Воздушная тюрьма», «Пустоголовые»), получил шанс сменить амплуа и предстать на экране в героическом образе. Тем более что сам Бушеми до старта актерской карьеры работал пожарным, а после теракта 11 сентября 2001 года в качестве волонтера помогал пожарным и спасателям доставать тела из-под завалов башен-близнецов.

<p>Лив Тайлер и Бен Аффлек после &laquo;Армагеддона&raquo; получили мировую известность</p>
Фото: Touchstone Pictures

Лив Тайлер и Бен Аффлек после «Армагеддона» получили мировую известность

Но интереснее всего история о том, как попал в фильм Брюс Уиллис, который после этого проекта вообще зарекся когда-либо снова работать с Майклом Бэем. Сыграть в «Армагеддоне» Уиллису пришлось из-за невыполненных обязательств перед Disney. До «Армагеддона» актер должен был сняться в другом проекте студии — фильме «Бродвейский дебошир». Сильно вжившись в роль, Уиллис стал дебоширить не только в кадре, но и за его пределами, срывая съемочный процесс.

Проект в итоге отменили, а на Уиллиса подали в суд, требуя компенсации. Чтобы избежать выплаты многомиллионной неустойки, актер пошел на хитрый ход: согласился сняться в следующем проекте Disney и вместо привычных $20 млн гонорара получить «всего» $3 млн. Так и вышло.

<p>Бурильщик Стемпер в исполнении Уиллиса многим пришелся по душе: знакомый и любимый аудиторией &laquo;крепкий орешек&raquo; снова принял вызов, на который отважились&nbsp;бы единицы, и не подвел</p>
Фото: Touchstone Pictures

Бурильщик Стемпер в исполнении Уиллиса многим пришелся по душе: знакомый и любимый аудиторией «крепкий орешек» снова принял вызов, на который отважились бы единицы, и не подвел

Стыдное удовольствие

Если отдаться сюжету и закрыть глаза на многие неточности, художественные допущения, избыточную пафосность режиссерской подачи Бэя и отнестись к проекту как к guilty pleasure, то фильм правда не так уж и плох. Тем более что в его пользу говорят цифры: при бюджете $140 млн «Армагеддон» сумел окупиться четырежды, принеся своим создателям $554 млн.

<p>Конечно&nbsp;же, фильм не об астероиде, который можно уничтожить героизмом и крохотной водородной бомбой, а о том, что старикам пора давать дорогу молодым. Что &laquo;Армагеддон&raquo; и сделал в итоге</p>
Фото: Touchstone Pictures

Конечно же, фильм не об астероиде, который можно уничтожить героизмом и крохотной водородной бомбой, а о том, что старикам пора давать дорогу молодым. Что «Армагеддон» и сделал в итоге


При всей критике для продюсеров такая прибыль стала зеленым светом, и в начале нового тысячелетия экраны всего мира заполонили фильмы-катастрофы. Одним из главных ремесленников жанра стал Роланд Эммерих, хоронящий планету с завидной регулярностью до сих пор: «Послезавтра», «2012», «Падение Луны».

Растерзанный критикой в первые годы после релиза, с наступлением нового тысячелетия, омраченного терактом 11 сентября 2001 года, «Армагеддон» снова вызвал вопросы, уже потребовавшие редактуры: для телетрансляции ABC из фильма вырезали, к примеру, сцену, где во Всемирный торговый центр попадают обломки метеоритов. А после катастрофы шаттла «Колумбия» некоторые кадры с кораблем «Атлантис» из фильма были выданы в новостях за реальные спутниковые снимки. Тогда же кабельная сеть FX убрала из программы вечерний показ «Армагеддона», отдав вместо него предпочтение более отдаленным от повестки «Чужим» Ридли Скотта.

Любопытно и иронично то, что влияние «Армагеддона» распространилось на космическую сферу: в NASA этот фильм показывают во время программы подготовки новых кадров. Кандидатам на позицию сотрудника агентства дают задание обнаружить в фильме как можно больше научных ошибок — всего их 168. Так что картина Майкла Бэя все-таки оказала незапланированный, но все же положительный эффект.

Поделиться
Авторы
Теги