Фестиваль сериалов «Пилот» — 2023: что там показали и кого назвали лучшим

. Про «третий возраст», секспросвет, гаджеты и другое

Сериалы про пенсионеров, искусственный интеллект и сексуальное просвещение показали на фестивале «Пилот»

Обновлено 28 июня 2023, 14:52
<p>Юрий Стоянов в сериале &laquo;Мамонты&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Юрий Стоянов в сериале «Мамонты»

С 22 по 25 июня в Иванове проходил пятый, юбилейный фестиваль сериалов «Пилот». Один из важнейших индустриальных смотров посетил кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев.

Посмотрев 20 конкурсных пилотов, а также сериалы открытия и закрытия, он рекомендует семь небезынтересных проектов (в алфавитном порядке) и рассказывает про основные тенденции в российских сериалах.

В 2023 году российская сериальная индустрия по-прежнему продолжает набирать обороты, но куда медленнее, чем прежде. На последней презентации TelecomDaily, которая состоялась в рамках деловой программы «Пилота», генеральный директор Денис Кусков рассказал, что если в 2018–2021 годах выручка российских онлайн-кинотеатров росла в пределах 50–54%, то по итогам 2022-го поднялась всего на 5%. Однако в текущем году сохранится положительная динамика, оптимистично указывается в отчете компании.

Программный директор фестиваля «Пилот» Егор Москвитин так охарактеризовал для РБК Life концепцию сериалов этого года: «Мы сталкиваем два типа драматургии плечом к плечу: прайм-тайм телеканалов и стримингов. Все представляют свое видение того, что хочет смотреть россиянин сегодня. В драмах есть герои, которые хотят найти кого-то и защитить — пропавших дочерей, потерянных младших сестер, близких по духу товарищей. В комедиях есть люди, которые цепляются за сложившиеся микросообщества ближнего круга — семью и работу. В этом уютном мире они пытаются закрыться от вызовов внешней среды. Самое интересное происходит посередине — в драмеди герои, с одной стороны, шутят, с другой — борются с чем-то, во что-то верят или от чего-то уклоняются».

Можно выделить три условных блока конкурсной программы. Основное и, пожалуй, наиболее задевающее сердце зрителя — истории про «третий возраст» (так называют первые годы пенсионного возраста. —РБК Life). Такие проекты, кстати, побеждают на «Пилоте» второй год подряд. В 2022-м лауреатом награды «Выбор зрителей» стал сериал ТНТ и Premier «Друг на час» с Сергеем Шакуровым. В этом году победил проект Okko «Мамонты» с Юрием Стояновым.

Авторы обращаются к «третьему возрасту» в кино и в сериалах все чаще («Карп отмороженный», «Жили-были», «Синдром жизни», «Дедлайн»). Как правило, такие проекты напоминают зрителю, что мужчины и женщины за 50 — это не только бабушки и дедушки, с которыми можно оставлять внуков, но и активные члены общества, жаждущие познавать мир ничуть не меньше, чем молодежь. К сожалению, пока российские сценаристы не могут обойтись без местами оскорбительной иронии над «чудаковатостью» стариков.

<p>Юрий Стоянов и Елизавета Ищенко в сериале &laquo;Мамонты&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Юрий Стоянов и Елизавета Ищенко в сериале «Мамонты»

Лауреаты фестиваля «Пилот» — 2023:

  • Лучший сценарий — «Я иду искать»;
  • Самый ожидаемый сериал — «Третий в постели»;
  • Лучший актер — Максим Стоянов («Черное солнце»);
  • Лучшая актриса — Евгения Борзых («Убить Риту»);
  • Лучший актерский ансамбль — «Макрон»;
  • Лучший режиссер пилота — Дмитрий Тюрин («Горящий тур»);
  • Специальный приз жюри — Тимофей Трибунцев;
  • Лучший пилот. Выбор жюри — «Цербер»;
  • Лучший пилот. Выбор зрителей — «Мамонты».

Ярко выделяются истории о сильных героинях. Женщины в российских сериалах могут употреблять запрещенные вещества (Дарья Верещагина, «Я иду искать»), расправляться с криминальными элементами (Евгения Борзых, «Убить Риту») и даже встречаться с молодыми людьми сильно младше себя (Марина Александрова, «Макрон»). В общем, делать все, что захочется, не переживая о мнении окружающих.

<p>Дарья Верещагина в сериале &laquo;Я иду искать&raquo;</p>

Дарья Верещагина в сериале «Я иду искать»

На презентации Expocontent в рамках деловой программы «Пилота» генеральный директор Александра Модестова выделила аналогичный тренд «Женщины сверху» и у иностранных сериалов последних лет, отметив, что сериалов с такой репрезентацией женщин по-прежнему мало. Причин этому может быть несколько — от отсутствия зрительского потенциала у конъюнктурных проектов, которые ставят силу и независимость героинь во главу сценария, до неприятия тем в силу сложившихся в ряде стран общественных и политических институтов, которые порицают такие образы.

Еще одним объединяющим фактором российских сериалов стали технологии — искусственный интеллект, видеоигры, соцсети. Персонажи сериалов по-разному относятся к технологическому прогрессу: одни его отвергают (Федор Добронравов в «Мастодонте», Юрий Стоянов в «Мамонтах»), другие адаптируются случайным образом (Александр Робак в «Киберпапе»), третьи становятся его пленниками (Даниил Вахрушев в «Одной жизни»), а четвертые встраиваются, извлекая выгоду (герои сериала «Короче, план такой»). Демонстрация этого взаимодействия представлена очень по-разному. В сериале «Одна жизнь» над любителем видеоигр потешаются, представляя зрителю геймера как человека с зависимостью, без амбиций и целей в жизни. А вот «Киберпапа» занятно связывает работу сварщика и компьютерные игры, показывая, как один из полезных навыков, полученных на заводе, помогает побеждать в 3D-экшене от первого лица.

<p>Даниил Вахрушев в сериале &laquo;Одна жизнь&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Даниил Вахрушев в сериале «Одна жизнь»

Говоря об актуальности сериалов, радоваться не приходится. Авторы все чаще уходят от параллелей с сегодняшним днем, создавая сюжеты в вакууме. В них нет ссылок на реальные места, людей, страны и события — они существуют вне времени и пространства. Еще один тренд — погружение в прошлое. Казалось бы, так сценаристы могут говорить о настоящем, напоминая, что история имеет свойство повторяться. Но авторы сериала «Цербер» будто заперты в 1826 году, как в «Дне сурка». Костюмный детектив о расправе над теми, кто доносил на декабристов, — классическая история для телевизионной аудитории (сериал выйдет на НТВ и Premier). Контент, существующий не для рефлексии над настоящим, а для того чтобы отвлечь от трудностей за окном.

<p>Вера Колесникова в сериале &laquo;Цербер&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Вера Колесникова в сериале «Цербер»

Пять классных сериалов «Пилота» 2023:

«Мамонты»

Кто снял: General Creation

Где смотреть: Okko

Награды: Лучший пилот сериала. Выбор зрителей, Лучший пилот сериала. Выбор журналистов и Telegram-каналов

<p>Кадр из сериала &laquo;Мамонты&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Кадр из сериала «Мамонты»

О чем: Пенсионер Николай Николаевич продает квартиру и переезжает к дочери и внучке в Новую Москву. Он планирует купить свое жилье, но становится жертвой мошенников из «службы безопасности Сбера». Наивный и добродушный Николай Николаевич совсем не дружит с технологиями, чем и пользуются преступники. Пенсионер обращается к внучке за помощью — он хочет погрузиться в мир киберпреступности и вернуть свои деньги.

Почему классно: Отличный пример разговора про «третий возраст» в контексте feel good movie. Доброе, теплое кино о разрыве между поколениями, который можно и нужно преодолевать. В главных ролях — Юрий Стоянов и Елизавета Ищенко. Дуэт, который однозначно покорит зрителей.

«Про это самое»

Кто снял: Comedy Club Production

Где смотреть: ТНТ, Premier

Награда: отсутствует

<p>Денис Власенко в сериале &laquo;Про это самое&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Денис Власенко в сериале «Про это самое»

О чем: Парень после учебы в медицинском вузе Санкт-Петербурга возвращается в родное село Озерное. Семья и друзья ждут его с гордостью — теперь в селе будет врач, молодой специалист. Но узнав, что Митя — сексолог, консервативные деревенские жители от него отворачиваются, а сам герой получает по лицу за идею поговорить «про это самое».

Почему классно: Немного утрированное, но все-таки обаятельное и смешное «Сексуальное просвещение» в деревне, предполагающее разрушение мифов, суеверий и опостылевшего мышления времен Средневековья. Главного героя играет Денис Власенко, у которого будет и романтическая линия, и разборки с собственной семьей. Не обойдется без социальной миссии, ведь драмеди не должно нас исключительно смешить.

«Убить Риту»

Кто снял: 1-2-3 Production

Где смотреть: Premier

Награда: Лучшая актриса сериала (Евгения Борзых)

<p>Евгения Борзых в сериале &laquo;Убить Риту&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Евгения Борзых в сериале «Убить Риту»

О чем: Талантливая учительница химии с позором уволена из школы за интимную связь со старшеклассником. Теперь разгневанные родители угрожают ей и заставляют уехать из города. Рита устраивается на работу уборщицей и неожиданно оказывается втянута в криминальные разборки бандитов. Теперь находчивая химичка вынуждена решать массу проблем, главная из которых — выживание.

Почему классно: Неподражаемая Евгения Борзых в главной роли. Молодая актриса тащит на себе всю «тяжесть и любовь» этого художественного мира. Героиня далека от стереотипного изображения «сильной и независимой»: Рита и проявляет волевой характер, и в то же время выглядит загнанной в угол. Запоминающийся визуал и милые отсылки, например, к Тарантино. Название, перекликающееся с «Убить Билла», видимо, неслучайно.

«Шеф»

Кто снял: компания «ТРИТАМАТА»

Где смотреть: телеканал «Пятница»

Награда: отсутствует

<p>Кадр из сериала &laquo;Шеф&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Кадр из сериала «Шеф»

О чем: Кай Федотов мечтал быть поваром с детства. Теперь он — шеф в мишленовском ресторане. Работа требует стрессоустойчивости и внимания, каждый день — как экзамен. То девушка позвонит и обвинит в измене, то пьяный клиент зайдет на кухню, где он находиться не должен, то другой клиент обвинит в непрожаренной рыбе. Кай готов справиться со всеми и выйти победителем. Ну почти.

Почему классно: Отменное производственное драмеди. Удивительно, что это не контент платформ, а продукт для телевидения: выглядит остро, актуально и даже дерзко, что запредельно по телевизионным меркам. «Точка кипения» и «Медведь» по-русски, но в хорошем смысле. Здесь происходит не цитирование, а вдохновение и адаптация к русской ментальности.

«Я иду искать»

Кто снял: Good Story Media

Где смотреть: неизвестно

Награда: Лучший сценарий

<p>Кадр из сериала &laquo;Я иду искать&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Кадр из сериала «Я иду искать»

О чем: Девушка, страдающая от зависимостей, пытается наладить свою жизнь, но терзается чувством вины. Когда-то в детстве Алена потеряла младшую сестру, вследствие чего с ней почти не контактирует родная мать. В настоящем она расстается с парнем и теряет собаку по кличке Альдо, которую пытается отчаянно разыскать.

Почему классно: Потрясающий актерский перформанс Дарьи Верещагиной (будущая Алиса Селезнева в «Сто лет тому вперед» по Киру Булычеву) и удивительно точный визуальный язык, который говорит со зрителем куда лучше, чем обыкновенные диалоги. Пилот как будто снимал молодой Дэвид Линч.

Пока ни один представленный на фестивале «Пилот» сериал не имеет даты релиза.

Поделиться
Авторы
Теги