«Яндекс.Афиша» составила топ-10 выставок. Лидером стал «Король и Шут»

. Большой популярностью также пользовалась экспозиция про Балабанова

«Яндекс.Афиша»: выставка про группу «Король и Шут» стала самой популярной в 2023 году

Обновлено 18 мая 2023, 12:24
Сергей Пятаков / РИА Новости
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

«Яндекс.Афиша» назвала топ-10 выставок России по количеству заказов — покупок билетов — в 2023 году. Данными аналитики сервиса поделились с РБК Life. На первом месте — столичная экспозиция «Панк-культура. Король и Шут», посвященная творческому пути музыкальной группы и истории панка, которая проходит в московском центре современного искусства «Винзавод».

На втором — прошедшая в Санкт-Петербурге, в пространстве «Севкабель Порт», выставка-путешествие «Балабанов», посвященная кинорежиссеру. В тройку лидеров зрительского интереса попала также экспозиция «Искусство МАНГА», которая сменила «Балабанова» в пространстве «Севкабель Порт».

Единственным в рейтинге событием, которое прошло не в Москве или Петербурге, стала выставка «Три эпохи Марка Шагала», которая проходила в Челябинске. Она заняла 10-е место топа. Также в него вошли:

  • Deep Inside / GHT в Москве — иммерсивный мультидисциплинарный выставочный проект (4-е место);
  • «Страсти» — масштабные инсталляции, посвященные Пасхе, в петербургской Анненкирхе (5-е место);
  • мультимедийная выставка «Айвазовский. Кандинский. Живые полотна» в московском (6-е место) и петербургском «Люмьер-Холле» (9-е место);
  • выставка «Петербург теней» (7-е место);
  • постоянная экспозиция Третьяковской галереи (8-е место).
<p>Выставка-путешествие &laquo;Балабанов&raquo;</p>

<p></p>
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Выставка-путешествие «Балабанов»

Российские выставки ушли от традиционного формата в сторону большей интерактивности и эффекта погружения и этим привлекли в зал больше посетителей, считают в «Яндекс.Афише». Только за первые две недели мая через сервис было заказано на 87% больше билетов, чем за весь май прошлого года. А количество выставок, билеты на которые поступили в продажу, в первом квартале 2023 года выросло более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Этот факт аналитики пояснили тем, что экспозиции (как временные на популярных площадках городов, так и постоянные в некоторых музеях) переродились в новые форматы.

Сегмент выставок увеличился на 200%. Если за весь прошлый год на «Яндекс.Афише» было представлено около 568 выставок, то уже за первые пять месяцев текущего года — больше 450. Общий спрос на выставки начиная с нового года увеличился на 6%, а в мае случился рывок в данном сегменте.

«Организаторы стали работать не только над тем, чтобы показать экспонаты в залах с белыми стенами и подписями возле них, они начали вкладываться в опыт и погружение гостя выставки. Так, самой продаваемой выставкой 2022 года стала выставка-байопик, посвященная Виктору Цою. В 2023-м году на вершину рейтинга взошла выставка «Панк-культура. Король и Шут». Мы видим этот тренд не только в Москве, но и в целом по России», — дополнил Энрико Мазавришвили, директор по контенту «Яндекс.Афиши».

Как рассказала РБК Life основатель и генеральный директор бюро Planet9, архитектор и продюсер Агния Стерлигова, «музейный бум — это общемировой тренд, который дошел и до России». Она видит причину в растущем уровне профессионализма внутри музейного и выставочного сообщества, развитии цифровых и мультимедийных технологий. Свою роль сыграли и профессиональное продвижение таких проектов, и развитие соцсетей. При этом Стерлигова отмечает, что привозить экспонаты стало намного сложнее. Например, для экспозиции «Панк-культура. Король и Шут» часть экспонатов пришлось везти «в своих чемоданах». Получение прав на мультимедийный контент также заняло больше времени, чем обычно.

<p>Выставка &laquo;Панк-культура. Король и Шут&raquo;</p>
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Выставка «Панк-культура. Король и Шут»

Примечательно: ежегодно 18 мая музейные работники разных стран отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев. К нему приурочена и международная акция — «Ночь музеев». Обычно она проводится в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая.

Ранее, в апреле, в Москве в честь 100-летия московского «Динамо» открыли новый музей, посвященный одному из самых популярных отечественных спортивных клубов. На площади 1300 кв. м собрано около 200 уникальных экспонатов, в том числе редкие архивные фотографии, вырезки из газет, документы и приказы, а также личные вещи известных спортсменов.

Летом 2022 года также в столице начал работу Музей Майи Плисецкой — в квартире № 31 в доме 25/9 по Тверской улице, где балерина прожила около 30 лет (с 1963 по 1990 год). Вдовец артистки, композитор Родион Щедрин, передал помещение в дар Театральному музею им. А.А. Бахрушина. В мемориальной квартире более тысячи экспонатов, связанных с личной жизнью и творчеством Плисецкой. Здесь представлены как личные вещи, фотопортреты, документы, так и сценические костюмы балерины, ее наряды от французского кутюрье Пьера Кардена.

<p>Музей-квартира балерины, народной артистки СССР Майи Плисецкой</p>
Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Музей-квартира балерины, народной артистки СССР Майи Плисецкой

А на Урале придумали туристический маршрут по местам проживания ссыльных декабристов. В маршрут будет включена территория Урала и Зауралья. Регион был местом политической ссылки — в 1830 году здесь поселились первые ссыльные декабристы, которые внесли свой вклад в развитие местной культуры, здравоохранения и просвещения. Они помогали беднякам, занимались лечением, держали аптеки и обустраивали библиотеки. Среди тех, кто был сослан в Курган, — Михаил Нарышкин, в доме которого сейчас находится Музей декабристов.

Поделиться