Австралийские ученые нашли в ядовитом кустарнике обезболивающее вещество

. Оно поможет получить анестетик, не вызывающий привыкания

The University of Queensland: в ядовитом жалящем дереве найдено новое обезболивающее

Обновлено 05 мая 2023, 12:36
The University of Queensland
Фото: The University of Queensland

Австралийские ученые нашли в ядовитом растении вещество, которое обладает потенциалом стать новым неопиоидным обезболивающим средством. Об этом говорится на сайте Института молекулярной биологии Университета Квинсленда (The University of Queensland или UQ).

В процессе исследования команда под руководством профессора Ирины Веттер выяснила, каким именно образом действуют яды в крупном кустарнике гимпи-гимпи (жалящее дерево), вызывая сильную боль, которая может продолжаться неделями. Вещества гимпиетиды (gympietides) проникают в нервы пострадавшего через тонкие иголочки на листьях растения. Этот яд по структуре напоминает токсины некоторых живых организмов, например скорпионов.

Исследователи обнаружили, что токсин оказывает болевое влияние на организм только в связке с белком-партнером под названием TMEM233.

Обложка видео
IMBatUQ / YouTube

«Это было неожиданное открытие. Мы впервые увидели токсин, для функционирования которого требуется партнер. Эти токсины потенциально могут быть превращены в новые анальгетики».

Теперь команда хочет понять, может ли отключение этого механизма партнерства привести к разработке новых обезболивающих с длительным эффектом. Есть версия, что такие препараты не будут иметь побочных эффектов или вызывать привыкание, как происходит с некоторыми обезболивающими лекарствами.

The University of Queensland
Фото: The University of Queensland

Ранее ученые из Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева разработали препарат для лечения рака на основе борщевика Сосновского. Они выделили из растения биологически активные соединения фуранокумарины, которые реагируют на ультрафиолетовое излучение и под его влиянием необратимо связываются с ДНК опухолевых клеток. В результате они теряют возможность делиться и, как следствие, гибнут путем самоуничтожения.