Форма для армии, олимпийцев и футболистов. Кого одевал Валентин Юдашкин

. Историк моды — о проектах одного из главных дизайнеров России

Историк моды Мэган Виртанен: Юдашкин старался сотворить нечто народное, доступное каждому жителю России

Обновлено 03 мая 2023, 10:08
Евгений Матвеев / Global Look Press
Фото: Евгений Матвеев / Global Look Press

2 мая в возрасте 59 лет умер российский дизайнер Валентин Юдашкин. Специально для РБК Life историк моды, культуролог и автор книг «Советская мода» и «Советская красота» Мэган Виртанен рассказывает о том, чем он запомнился широкой аудитории и какими были его работы в последние годы.

У людей из модных кругов слова «Валентин Юдашкин» вызывают в памяти в первую очередь образы роскошных вечерних нарядов, вдохновленных российскими императрицами XVIII века, придворными балами XIX века или же искусством ювелира Карла Фаберже. Кто-то вспомнит про его творения для звезд российской эстрады, кто-то — коллекции с традиционными вышивками и оренбургскими платками, кто-то — костюмы к театральным постановкам. Но для широких масс, увы, имя Юдашкина скорее напоминает о неудаче его сотрудничества с Министерством обороны.

Трудно забыть развернувшуюся бурную дискуссию, связанную с разработанными в 2007–2010 годах новыми образцами армейской парадной униформы. Большая часть нареканий практического толка касалась тогда новой полевой униформы, к созданию которой Юдашкина привлекли только как консультанта. Видимо, такова сила имени, и абсолютно все свойства тех образцов считали делом рук непосредственно Валентина Юдашкина, включая и плохие ткани, и некачественную фурнитуру, и неудобный крой. Особо ретивые спешили обвинить дизайнера в незнакомстве с тяготами армейской жизни и непонимании ее условий, но тут они промахнулись: у Юдашкина в биографии два года срочной службы.

<p>Образцы военной униформы, показанные Юдашкиным&nbsp;в 2012 году</p>
Фото: vYudashkin / Twitter

Образцы военной униформы, показанные Юдашкиным в 2012 году

История с этой формой напоминала худшие варианты времен функционирования советских домов моделей: дизайнеры создавали прекрасные образцы, представители фабрик на худсоветах закупали пакет лекал и техническую документацию, а вот непосредственно на производстве могло выясниться, что и ткань будет использована другая, и фурнитуру заменят на имеющуюся, так что от изначальной идеи не оставалось ровным счетом ничего. Точно так же изначальный проект Юдашкина, по его словам, был «доработан» тогдашними чиновниками Минобороны.

<p>Образцы военной униформы, показанные Юдашкиным в 2012 году</p>
Фото: vYudashkin / Twitter

Образцы военной униформы, показанные Юдашкиным в 2012 году

Несколько лет подряд Валентин Юдашкин в многочисленных интервью пытался донести до широкой публики, что его изначальные идеи были искажены во имя экономии бюджета, ткани и фурнитура заменены на значительно более дешевые (например, высокотехнологичный холлофайбер на обычный синтепон), крой изменен для удешевления пошива, и все это без его ведома. Не помогли даже выложенные им в Cеть фотографии образцов изначального проекта, а в 2012 году заголовки кричали «Шойгу избавится от формы Юдашкина», хотя, по словам дизайнера, от нее избавились еще на стадии разработки.

<p>Валентин Юдашкин&nbsp;во время осмотра новых образцов военной формы в здании Генштаба Минобороны,&nbsp;2008 год</p>
Фото: Владимир Родионов / ТАСС

Валентин Юдашкин во время осмотра новых образцов военной формы в здании Генштаба Минобороны, 2008 год

Впрочем, досталось и дизайну парадной униформы. Сам Юдашкин рассказывал: «Чтобы создать парадные кителя, мы взяли что-то от формы армии Суворова, что-то от армии Жукова, от Советской армии — цвета, фактуру. Например, основной цвет российский — красный, который к нам пришел из советского времени, очень красивый. К нему мы добавили синий, чуть цвета морской волны, очень глубокий». На деле у многих, глядя на образцы, возникали ассоциативные образы, связанные не столько с Рабоче-крестьянской Красной армией, сколько со вкусами латиноамериканских диктаторов 1950-х годов.

Почему же кутюрье Валентин Юдашкин — а он был первым, кто не просто показал свою коллекцию в Париже, но и получил официальное членство во французской Федерации высокой моды, дав тем самым право называться именно кутюрье, а не дизайнером или модельером, — заинтересовался темой, столь далекой от утонченного искусства создания вечерних платьев из воздушного тюля и сверкающего бисера?

<p>Валентин Юдашкин на показе одноименного бренда&nbsp;в рамках Недели женской моды в Париже, 2015 год&nbsp;</p>
Фото: Francois Durand / Getty Images

Валентин Юдашкин на показе одноименного бренда в рамках Недели женской моды в Париже, 2015 год

«У меня был художественный интерес — сделать масштабный национальный проект по созданию красивой, функциональной, современной, технологичной формы. Мы рассчитывали, что это вдохнет новую жизнь в наши текстильные предприятия, позволит им закупить новые станки, новые технологии. Лично я потратил два года жизни на это дело, изучил историю военной формы», — отвечал он.

Слова дизайнера о том, что он работал ради идеи, а не ради гонорара, подтверждались заявлением тогдашнего начальника тыла вооруженных сил и заместителя министра обороны генерал-полковника Дмитрия Булгакова: «Разработчик новой военной формы одежды Валентин Юдашкин авторского вознаграждения от Минобороны не получал и не требует».

Склонность Валентина Юдашкина к трудной задаче создания униформ прослеживалась и до провального проекта, а большая часть ранних экспериментов была весьма удачной. Олимпийскую сборную России ему довелось одевать даже дважды — в 1994 и 1996 годах, а три года спустя, в 1999-м, он же придумал костюмы для поездки на чемпионат мира и для мужской, и для женской футбольных сборных России.

<p>Демонстрация в Государственном Кремлевском дворце официальной формы олимпийской сборной России для Олимпиады-96 в Атланте, разработанной Валентином Юдашкиным</p>
Фото: Александр Яковлев / ТАСС

Демонстрация в Государственном Кремлевском дворце официальной формы олимпийской сборной России для Олимпиады-96 в Атланте, разработанной Валентином Юдашкиным

Если уж говорить о спортивной форме, то неудивительно, что одной из главных сфер внимания кутюрье стал танцевальный спорт — настолько, что в 2012 году Юдашкин даже был избран президентом Союза танцевального спорта России. Эта сфера, с одной стороны, подразумевает исключительную зрелищность нарядов, декорированных стразами, перьями и блестками, а с другой — все эти яркие платья следуют принятым танцевальными федерациями нормативам.

Неудача с армейской униформой не заставила Юдашкина лишиться интереса к этой сфере, тем более что он сам утверждал: «Я люблю тех, кто не боится».

В 2010 году региональные СМИ приписывали ему создание формы сотрудников МВД, которые в 2011-м как раз были переименованы из милиции в полицию. В частности, говорилось, что дизайнер изменил цвет комплекта (темно-синий вместо серого), форменной рубашки (белая вместо голубой) и галстука (черный вместо серого), а в 2016-м и вовсе предложил полицейским носить бейсболки. Однако официального подтверждения того, что к изменениям приложил руку именно Юдашкин, найти не удалось.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Так или иначе есть ощущение, что Валентин Юдашкин, платья из коллекций которого выставлены в ведущих музеях мира, в том числе в Государственном историческом музее в Москве и в парижском Лувре, все же стремился не только реализовать свой талант как кутюрье для избранных, но и сотворить нечто истинно народное и популярное, доступное каждому жителю России. Творец изысков искал ключик к массовому вкусу.

В последние годы жизни, уже сражаясь с недугом, он продолжал работать, в первую очередь над демократичными проектами, такими как появившаяся в 2017 году коллекция женской одежды и аксессуаров, созданная для компании «Фаберлик», включавшая повседневные свитеры, брюки, юбки и платья в серо-синей гамме, а также бархатные костюмы и пайеточные вечерние наряды. До последних дней Юдашкин трудился и над кутюрными коллекциями, хотя весной 2022 года в силу политических причин ему было отказано в уже запланированном показе на парижской Неделе моды.

Анатолий Ломохов / Russian Look / Global Look Press
Фото: Анатолий Ломохов / Russian Look / Global Look Press

Двумя сутками ранее ушел из жизни тот, кого Валентин Юдашкин называл Учителем. Вячеслав Зайцев был наставником Юдашкина, когда тот пришел работать в Дом моды на проспекте Мира. На сайте дизайнера успело появиться трогательное прощание с Зайцевым, которое, увы, сегодня должно смениться на прощание с самим Валентином Юдашкиным. В 2021 году он, рассказывая прессе о поиске дизайнера, способного стать ему заменой в роли главы модного дома, заявил: «Мы все уходим и не будем интересны. Я к этому отлично отношусь. Но надо найти того, кто подхватит знамя и пойдет дальше».

И тут Валентин Юдашкин был категорически неправ. Да, они ушли — и Зайцев, и Юдашкин. Но трудно представить, что интерес к ним, первопроходцам советско-российской моды, когда-либо угаснет.

Поделиться
Авторы
Теги