«Сохраняет голосовые». Эксперты — об опасностях новой функции WhatsApp

. В мессенджере можно будет переводить голосовые сообщения в текст

Эксперты по безопасности рассказали о минусах функции перевода голосовых сообщений в текст

Обновлено 10 февраля 2023, 07:37
Shutterstock
Фото: Shutterstock

В большинстве случаев функционал по преобразованию голосовых сообщений в текст подразумевает их передачу в «некое облако», заявил РБК Life бизнес-консультант по безопасности компании Positive Technologies Алексей Лукацкий. Однако, по словам эксперта, внедрение такой возможности в WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) не должно пугать пользователей мессенджера.

«На самом деле в 90% случаев такого рода функционал подразумевает передачу голосового сообщения в некое облако, в котором оно и будет расшифровываться. И дальше все будет зависеть от политики компании, которая управляет этим облаком. Если вспомнить историю с компанией Apple, которая предоставляет аналогичный сервис в виде Siri и так далее, то у нее, например, нет известных случаев утечки этой информации. Хотя очевидно, что сами голосовые сообщения используются для обучения языковых моделей Siri. Если мы вспомним историю с «Яндексом», то там также пока не было известно случаев утечки этой информации, хотя данные передаются», — объяснил Лукацкий.

Пользователи мессенджера WhatsApp смогут переводить голосовые сообщения в текст. О разработке функции расшифровки голосовых сообщений и перевода их в текст ранее сообщили специалисты портала WABetaInfo. Ее обнаружили в бета-версии мессенджера под номером 23.3.0.73 для устройств на Android. Указывается, что расшифровка может происходить на самом устройстве.

Однако риск того, что данные могут утечь в Сеть или стать добычей хакеров, эксперт не исключает. И добавляет, что пока такие опасения беспочвенны, поскольку владелец WhatsApp, компания Metа (признана в России экстремистской организацией и запрещена), соблюдает требования по защите данных пользователей.

«Она [запись] может сохраняться, безусловно, и, скорее всего, она сохраняется для обучения и переобучения моделей машинного обучения. И я допускаю, что здесь надо смотреть более внимательно лицензионное соглашение. Возможно какое-то хранение в течение определенного времени, после чего данные по истечении года могут удаляться, потому что они должны обновляться, постоянного хранения, скорее всего, нет», — отметил Лукацкий.

Однако известны случаи, когда компании отправляли голосовые записи пользователей в другие страны, напоминает генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян.

«На практике встречались у других сервисов разные варианты. Обычно расшифровка не сохраняется, а вот запись сама на какое-то время может — как для улучшения алгоритма, так и для выполнения требований законодательства. Например, у Amazon обнаружили, что записи голоса отправлялись подрядчикам для расшифровки, если алгоритм не справлялся, куда-то в Индию», — сообщил Казарян.

Ранее «Яндекс» выявил нарушения правил корпоративной этики и принципов работы. В корпорации извинились за фрагменты тестовых алгоритмов, которые оказались в Сети. В компании утверждают, что они использовались только для проверки работы сервисов внутри самой компании. Один из таких алгоритмов включал микрофон устройства на несколько секунд без упоминания «Алисы».

Поделиться