Посмотрите на удивительные экспонаты с выставки в честь 100-летия СССР

. Мозаика с Майей Плисецкой, фото Алисы Фрейндлих в гримерке и другое

В Москве представят уникальные экспонаты на выставке в честь 100-летия СССР

Обновлено 31 января 2023, 18:52
Н.П. Ходасевич-Леже. Мозаика с Майей Плисецкой. 1969–1972 годы. Имущество города Дубна
Фото: РОСИЗО

Н.П. Ходасевич-Леже. Мозаика с Майей Плисецкой. 1969–1972 годы. Имущество города Дубна

Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО открывает 3 февраля выставку «ДК СССР», приуроченную к 100-летию со дня образования Страны Советов и анализирующую феномен советских Домов культуры. Молодому государству нужно было срочно и массово воспитывать нового человека, поэтому дома культуры начали активно и повсеместно возникать уже в раннесоветский период, в начале 1920-х годов. Они стали своего рода лабораторией советской культуры, где каждый получал возможность взаимодействовать с искусством, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

В одном пространстве были объединены выставочные залы, театр, кинотеатр, концертный зал, библиотека-читальня, художественные мастерские. «ДК СССР» построена по тому же принципу: 13 тематических разделов представляют восемь видов искусства советского периода (архитектуру, живопись, скульптуру, графику, кино, театр, музыку и фотографию), каждый из них — это самостоятельная мини-экспозиция, погружающая зрителя в отдельное направление культурной жизни СССР.

Фотография очереди. Театр «Современник». 1961–1970 годы 
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Фотография очереди. Театр «Современник». 1961–1970 годы

В выставочном проекте поучаствовали ведущие культурные институции. Например, Русский музей предоставил 90 листов оригинальных иллюстраций и обложек к детским книгам из своей коллекции книжной графики, Театральный музей им. А.А. Бахрушина — эскиз женского костюма Сергея Эйзенштейна, а Российский государственный архив социально-политической истории — эскизы проектов мавзолея В.И. Ленина, которые экспонируются впервые. В 1925 году, в преддверии первой годовщины со смерти русского революционера, в СССР был объявлен конкурс по увековечению его памяти, причем прислать свой вариант монумента на рассмотрение мог «любой мыслящий человек» вне зависимости от наличия профессионального образования.

Алиса Фрейндлих в гримерной. Государственный театр имени Ленсовета. 1970-е. Фотобумага, печать
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Алиса Фрейндлих в гримерной. Государственный театр имени Ленсовета. 1970-е. Фотобумага, печать

Помимо музеев, в проекте задействованы отдельные личности, в том числе композитор Алексей Ретинский. Он выступил куратором зала, посвященного советской звуковой культуре, и написал произведение, которое сопровождает кадры видеохроники. Тем временем в фотомастерской выставлены более 50 портретов советских людей авторства фотографа Евгения Халдея, в том числе из частных коллекций.

По случаю открытия выставки показываем одни из самых интересных экспонатов, но предупреждаем: увидеть их и прочувствовать всю атмосферу «ДК СССР» все же лучше лично.

Дворец Советов

<p>Б.М. Иофан, В.Г.&nbsp;Гельфрейх, В.А.&nbsp;Щуко.&nbsp;Дворец Советов. Конкурсный проект. Перспектива. Москва. 1933 год</p>
Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Б.М. Иофан, В.Г. Гельфрейх, В.А. Щуко. Дворец Советов. Конкурсный проект. Перспектива. Москва. 1933 год

Дворец Советов — неосуществленный проект архитекторов Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, который планировалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя. Он представлял собой башню высотой 400 м с учетом 100-метровой фигуры Ленина на верхушке. Дворец Советов должен был стать не только главной административной и общественной постройкой страны, но и зданием-символом, демонстрирующим идеологическое торжество нового мира над старым. Окончательный проект был утвержден в 1933 году после нескольких туров конкурса, а его реализация началась в 1939-м, однако начавшаяся война перечеркнула все планы.

Эскиз женского костюма Сергея Эйзенштейна

<p>Сергей Эйзенштейн. Эскиз женского костюма &laquo;1-ая&nbsp;дамочка&raquo;, &laquo;Хорошее отношение к лошадям&raquo;.&nbsp;1922 год</p>
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Сергей Эйзенштейн. Эскиз женского костюма «1-ая дамочка», «Хорошее отношение к лошадям». 1922 год

Режиссер и теоретик кино Сергей Эйзенштейн начинал как театральный художник. Эскиз костюма «1-ая дамочка» был сделан для спектакля-буффонады «Хорошее отношение к лошадям» в московском театре Мастфор (Мастерская Фореггера). Он выразил смелый дух поэзии Маяковского, а также эпоху экспериментов в культуре и в жизни. Костюмы по эскизам Эйзенштейна не сохранились, но тем ценнее их наброски, которые сегодня хранятся в Бахрушинском музее.

Скульптура «Юность мира»

М.Г. Манизер и др. Скульптура &laquo;Юность мира&raquo;. 1950 год
Фото: Государственный Русский музей

М.Г. Манизер и др. Скульптура «Юность мира». 1950 год

Композиция 1950 года «Борьба за мир» создана тогдашним вице-президентом Академии художеств и будущим автором посмертной маски Сталина Матвеем Манизером совместно с бригадой скульпторов: Дмитрием Епифановым, Гавриилом Гликманом, Вадимом Соколовым, Владимиром Риттером. В нее среди прочих вошли скульптуры «Юность мира», «Американские снаряды — в воду» и «Раймонда Дьен» (по имени французской участницы антивоенного движения 1950-х). Это аллегорическое пацифистское произведение было решено в форме фронтона и демонстрировалось крайне редко. Манизер поставил перед собой «ответственную задачу — бороться за мир своим искусством». Речь шла о конфликте в Корее, где за мирный процесс выступали и советские скульпторы.

Джазофон Wunderlich C. А

<p>Джазофон Wunderlich C. А., начало XX века</p>
Фото: Российский национальный музей музыки

Джазофон Wunderlich C. А., начало XX века

На выставке представлен один из самых необычных музыкальных инструментов — джазофон. Внешне изогнутая форма инструмента напоминает саксофон, однако у него не один, а два раструба. Причем один выглядит вполне стандартно, а второй закрыт джазовой сурдиной, которая среди духовиков называется «вау-вау» — она издает звук, похожий на кваканье. Для управления этой сурдиной мастер сконструировал специальный рычаг, прикрепленный к раструбу.

Еще одна важная особенность инструмента: вместо традиционной саксофоновой трости в нем используется трубный мундштук. Также кроме обычной системы трех вентилей в джазофоне есть дополнительный, четвертый. Он-то и переключает звук с первого, обычного, раструба на второй — тот, на котором закреплена джазовая сурдина. Открывая или закрывая с помощью рычага клапан сурдины, музыкант может мгновенно подключать характерный квакающий звук, что особенно ценно и интересно в джазовых произведениях. Возможно, отсюда взялось и название инструмента.

Гитара-цитра

<p>М.Н. Штрянин. Гитара-цитра 23-струнная, трехгрифная. 1934 год</p>
Фото: Российский национальный музей музыки

М.Н. Штрянин. Гитара-цитра 23-струнная, трехгрифная. 1934 год

Гибридный инструмент, сочетающий в себе признаки гитары, арфы и цитры, был изготовлен как единичный экземпляр мастером-любителем Михаилом Штряниным в 1934 году. Задуман он был в 1932-м как электрогитара. Изобретатель (по совместительству он трудился в колхозе «Гигант» в Куйбышевской области) долго вел активную переписку с чиновниками всех уровней с ходатайством о материальной поддержке в размере 500 руб. (в то время примерно столько стоил радиоприемник) на приобретение адаптера и электроусилителя. Целью мастера было не только создание нового типа электрогитары, но и возможность сыграть на ней концерт в деревенском клубе. Материальной поддержки мастеру так и не оказали. Тем не менее Штрянин все-таки отыграл концерт на своей акустической гитаре-цитре в 1936 году, о чем сообщил в последнем возмущенном письме: «Вы, товарищи, вообще не коммунисты. Пока вы возитесь, я инструмент уже доделал, концерт отыграл и приступил к созданию новой гитары — 34-струнной».

Фото с атомохода «Ленин»

<p>Евгений Халдей. Атомоход &laquo;Ленин&raquo;. 1959 год.&nbsp;Ручная печать&nbsp;&nbsp;</p>
Фото: Собрание Анны Халдей

Евгений Халдей. Атомоход «Ленин». 1959 год. Ручная печать

Атомоход «Ленин» был первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Его спуск на воду стал событием международного масштаба. В первый рейс за репортажем от газеты «Правда» отправился Евгений Халдей. В течение месяца фотограф сделал целую северную серию снимков. Он показал мощь отечественных технологий, бескрайние просторы советской Арктики, работу и жизнь команды корабля. На фотографии огромный ледокол отражается в линзах очков. Евгению Ананьевичу всегда особенно удавалось продемонстрировать масштабность значимых исторических событий через простую и понятную деталь.

Документальный студенческий фильм «Быть или не быть»

Кадр&nbsp;из документального студенческого фильма &laquo;Быть или не быть&raquo;. 1971 год
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Кадр из документального студенческого фильма «Быть или не быть». 1971 год

Кадр из документального студенческого фильма &laquo;Быть или не быть&raquo;. 1971 год
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Кадр из документального студенческого фильма «Быть или не быть». 1971 год

Отдельное направление «ДК СССР» — видео. В частности, на выставке можно увидеть фрагменты документального фильма «Быть или не быть», рассказывающего о постановке спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке. Фильм создан в 1971 году студентами ВГИКа, которые смогли передать атмосферу, царившую на репетициях Юрия Любимова, и энергетику будущего спектакля с Владимиром Высоцким в главной роли.

Триптих «Коммунисты» Гелия Коржева

<p>Гелий Коржев. Триптих &laquo;Коммунисты&raquo;. 1958&ndash;1960 годы</p>
Фото: Государственный Русский музей

Гелий Коржев. Триптих «Коммунисты». 1958–1960 годы

В разделе «Суровый стиль» представлен триптих Гелия Коржева — эпическая поэма о героизме и самоотверженности людей в борьбе за свободу и правое дело, посвященная Великой Октябрьской революции. В центральной части, «Поднимающий знамя», художник передал нечеловеческое усилие рабочего, который поднимает выпавшее знамя из рук убитого товарища. В левой части под названием «Гомер. Рабочая студия» недавно воевавший красноармеец пробует себя в роли художника. Два других красноармейца изображены в правой части триптиха, «Интернационал»: один играет на трубе революционный гимн, другой держит в руке красное знамя. За эту работу Коржев был награжден золотой медалью Академии художеств СССР в 1961 году.

Мозаики Надежды Ходасевич-Леже

<p>Н.П. Ходасевич-Леже.&nbsp;Мозаика с Владимиром Маяковским.&nbsp;1969&ndash;1972 годы.&nbsp;Имущество города Дубна&nbsp;</p>
Фото: РОСИЗО

Н.П. Ходасевич-Леже. Мозаика с Владимиром Маяковским. 1969–1972 годы. Имущество города Дубна

Н.П. Ходасевич-Леже. Мозаика с Дмитрием Шостаковичем. 1969&ndash;1972 годы. Имущество города Дубна&nbsp;
Фото: РОСИЗО

Н.П. Ходасевич-Леже. Мозаика с Дмитрием Шостаковичем. 1969–1972 годы. Имущество города Дубна

Российская и французская художница, двоюродная сестра поэта Владислава Ходасевича и супруга живописца Фернана Леже, увлеклась техникой мозаики в 1969 году. В ее персональной выставке в парижском пригороде Малакофф приняли участие 65 мозаичных произведений, после чего некоторые работы были подарены Надеждой Ходасевич-Леже Советскому Союзу. В Москву из Франции отправилось несколько вагонов с мозаичными панно, изображавшими известных советских писателей, космонавтов, деятелей науки и искусства. Волею судеб мозаики оказались в Дубне, где были установлены на площади перед городским Домом культуры. Надежда Леже узнала о местонахождении своих работ случайно.

Поделиться
Авторы
Теги