«Страх важнее диалогов». Первые впечатления о сериале The Last of Us

. Стоит ли его смотреть тем, кого обошла стороной легендарная видеоигра
Обновлено 16 января 2023, 14:51
Кадр из сериала «Одни из нас»
HBO

Кадр из сериала «Одни из нас»

На HBO и HBO Max вышел пилот сериала «Одни из нас» (The Last of Us). Это экранизация популярной видеоигры в жанре survival horror («выживание в кошмаре») о постапокалиптическом мире, в котором два героя путешествуют по осколкам США, спасаясь от чудовищ. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о художественном мире на грани катастрофы, который создал шоураннер «Чернобыля».

О чем сериал

Пилот оперирует сразу тремя временными линиями для полноты картины. В 1968 году на одном из телешоу эпидемиологи размышляют, что станет концом человечества. Один эксперт полагает, что всех убьет пандемия (иронично в контексте последних лет). Другой делает ставку на инфекцию от мутировавших спор гриба кордицепса, который в безобидном для людей состоянии делает из муравьев управляемых «зомби», чтобы захватывать новые территории.

2003 год. Семья Джоэла (Педро Паскаль), который живет с братом и воспитывает дочь, оказывается в самой гуще событий, когда мир охватывает неизвестная науке зараза. Люди превращаются в подобие зомби и атакуют все, что движется. Пытаясь спастись, Джоэл предпринимает попытку выехать из города, но в процессе бегства теряет дочь.

Кадр из сериала «Одни из нас»
HBO

Кадр из сериала «Одни из нас»

2023 год. Поседевший Джоэл адаптировался к новому мировому порядку: общество живет в условиях военной диктатуры Агентства (Federal Disaster Response Agency, или FEDRA). Все, кто здоров, занимаются тяжелым трудом, чтобы выжить и прокормиться. Диктатуре противостоит группировка повстанцев под названием «Цикады». Они держат в плену подростка Элли (Бэлла Рэмси) — ей грибные споры кордицепса-мутанта не страшны.

Кто снял и снялся

Ведут сериал Крэйг Мэйзин, шоураннер «Чернобыля», и Нил Дракманн — создатель видеоигры, выпущенной студией Naughty Dog в 2013 году. Это один из крупнейших аудиовизуальных проектов (вероятно, 2020-х), снятых для телевидения и стриминг-платформ. И, кстати, первая экранизация видеоигры для HBO — в то время как Paramount+ работает над вторым сезоном адаптации Halo, а Amazon Prime Video готовится выпустить экранизацию мегапопулярной вселенной Fallout.

Главные роли в сериале исполнили Педро Паскаль («Мандалорец», «Чудо-женщина: 1984») и Белла Рэмси («Игра престолов», «Кэтрин по прозвищу Птичка») — собственно, Джоэл и Элли. Матерый контрабандист Джоэл отправляется в путешествие (по крайней мере, в пилотном эпизоде), чтобы выяснить судьбу своего брата Томми, застрявшего в Вайоминге, — его образ воплотил на экране Гэбриел Луна («Настоящий детектив», «Агенты «Щ.И.Т.»).

Кадр из сериала «Одни из нас»
HBO

Кадр из сериала «Одни из нас»

Зрителя также знакомят с Марлен, лидером «Цикад» в Бостоне (Мерл Дэндридж — «Бортпроводница», «Роузвуд»). Волевая и строгая, она вынуждена идти на жертвы, чтобы добиваться поставленных задач. В чем глобальная миссия, которую пытаются выполнить «Цикады», из пилота не совсем ясно. Однако их противостояние с Агентством длится без малого 20 лет, с самого начала эпидемии грибка.

Компанию главным героям в грядущем путешествии составит Тесс (Анна Торв — «Охотник за разумом», «Любовницы») — напарница героя Паскаля. Собственно, из-за ее неудачной сделки по приобретению аккумулятора пути героев в финале пилотного эпизода пересекаются, обрекая Джоэла и Элли на взаимную моральную ношу. Тесс, в отличие от Джоэла, в пилоте кажется более черствым и циничным персонажем. Характер их отношений из первой серии также не вполне ясен — возможно, в прошлом их связывало нечто большее, а сейчас это исключительно бизнес.

Как выглядит пилот

Как атмосферное вступление в большую игру, с расстановкой шахматных фигур на сценарной доске. Если простить шоураннерам попытки прыжками во времени рассказать как можно больше (1968, 2003, 2023), пилот «Одних из нас» смотрится убедительно и довольно зловеще. Самых ужасных монстров, мелькавших в трейлерах сериала, не показывают, но первые зараженные «ласточки» ввергают в оторопь и дают неплохой задел на будущую зрелищность.

Кадр из сериала «Одни из нас»
HBO

Кадр из сериала «Одни из нас»

Создатели проекта, насколько это возможно, расставляют на зрителя капканы, чтобы не вырвался. Самый крупный — отношения Джоэла и Элли. Они будут ключевыми в сюжете и основными для драматического ядра: переживший гибель дочери герой обретет способ излечиться от душевных терзаний через отеческие чувства к чужой девочке. А вот титанического масштаба «Чернобыля» в экранизации видеоигры пока не замечено. Рядом с историей о катастрофе на Чернобыльской АЭС «дорожное путешествие» по постапокалиптическим США меркнет, если сравнить пилоты двух сериалов.

В то же время сериал, как и видеоигра, не пытается удивлять, например, реконструкцией всем знакомой истории о спасении «особенного субъекта» в мире, который катится в ад. Вигго Мортенсен спасал единственного сына в «Дороге» Джона Хиллкоута, Кейси Аффлек укрывал от мужского мира дочь в драме «Свет моей жизни», Эндрю Линкольн предполагал, что от превращения людей в зомби можно найти лекарство в первых сезонах «Ходячих мертвецов», Милла Йовович уничтожала злодеев налево и направо в поисках антидота в «Обители зла», а Уилл Смит отлавливал зомби для лабораторных экспериментов в «Я легенда».

Мэйзин и Дракманн принимают правила, что и помогает им угодить поклонникам оригинальной игровой вселенной. Фанаты, судя по первым оценкам, удовлетворены аутентичностью сериальной вселенной и бережным обращением с первоисточником. Западные кинокритики, получившие возможность раньше релиза посмотреть не один, а сразу несколько эпизодов сериала, практически единодушно его хвалят. На IMDb у пилотного эпизода стоит оценка 9,5. Пресловутое проклятие игровых адаптаций («Варкрафт», «Лара Крофт», «Макс Пэйн», «Хитмэн») как будто бы обошло «Одних из нас» стороной. Впрочем, выносить общий вердикт рано — впереди восемь эпизодов.

Кадр из сериала «Одни из нас»
HBO

Кадр из сериала «Одни из нас»

Что пишут зарубежные критики

Фрэнки Эмби (VidaExtra) считает, что сериал может понравиться даже тем, кто совершенно не знаком с оригинальной игрой. По его мнению, «Одни из нас» — это «идеальная адаптация игры и прекрасный пример того, чем экранизации HBO отличаются от экранизаций других стримингов (качественной работой с первоисточником и солидным бюджетом).

Критик The Telegraph Эд Камминг полагает, что сериал может вызвать новую волну интереса к игре, хвалит визуальную составляющую экранизации, но сетует на затянутость: «Зомби внушают страх — это рычащие жуткие твари. Девять серий кажутся немного затянутыми, но по изображению ужаса и видению дружбы в эпоху катастрофы «Одни из нас» — это адаптация, которая заставит вас броситься играть в игру».

Кадр из сериала «Одни из нас»
HBO

Кадр из сериала «Одни из нас»

Автор Entertainment Weekly Даррен Франич не столь щедр на похвалу. Он пишет, что чрезмерная привязанность к игре — это минус экранизации: «Одни из нас» очень полагаются на первоисточник. Получается сериал, который выглядит как сборник расширенных версий видеороликов из игры». Постапокалипсис Мэйзина и Дракманна, по мнению Франича, «слишком глянцевый и ухоженный».

Критик Slant Пэт Браун обращает внимание, что драматические элементы сериала не работают так, как в игре: «Чем больше персонажи объясняются между собой, тем менее содержательной кажется телеверсия зомби-апокалипсиса. Зрителя никто не пытается по-настоящему испугать, а страх в этой истории гораздо важнее, чем разъяснительные диалоги».

Дэниел Д'Аддарио рассуждает в Variety о недостаточной чувственности в отношениях Джоэля и Элли: «Когда дело доходит до элементов этих отношений, сериал буксует. Шоу пытается использовать игровой движок: зритель будто должен пройти определенные этапы сеттинга, чтобы достигнуть очередной цели. Авторы не уделяют достаточно внимания предыстории персонажей, в частности учебе Элли в академии FEDRA или жизни Джоэла за прошедшие два десятилетия».

Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги