В кино — боевик от Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом. Стоит ли его смотреть

. Кинокритик рассказывает, чем «Операция «Фортуна» может удивить зрителя
Обновлено 02 августа 2023, 08:14
Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

С 12 января в российских кинотеатрах показывают зарубежный блокбастер — это уже само по себе феномен в условиях санкций. Фильм «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» от Гая Ричи рассказывает об элитном оперативнике, которому поручают сверхопасную миссию по спасению мира и нейтрализации злодеев. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о том, как британский режиссер иронизирует над шпионскими боевиками и маскулинной бравадой.

О чем фильм

Спецагент Орсон Форчун (персонажа с фамилией, которая переводится как «удача», играет Джейсон Стэйтем) поправляет здоровье на дорогом курорте. За спиной оперативника — десяток опасных миссий в разных уголках мира, из каждой он вышел победителем, так что отдых заслужил. Но таким, как Орсон, покой только снится — прямо на курорт к нему является куратор Нейтан (Кэри Элвес). Форчуна выбрали для очередной сверхделикатной и важной задачи.

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

На прицеле у спецслужб — грабители, которые недавно выкрали из секретной лаборатории неизвестное супероружие под названием «Титан». Кто их нанял, неизвестно, но нельзя допустить, чтобы такое мощное оружие оказалось на черном рынке и попало не в те руки (иначе, естественно, миру конец). Под кураторством MI-6 Орсон вместе с остроумной хакершей Сарой (Обри Плаза) и морпехом-афроамериканцем Джей Джеем (Багзи Мэлоун) пускаются во все шпионские тяжкие.

Кто снял и снялся

В кресле режиссера — Гай Ричи, мастер криминальных историй и британец до мозга костей. Он же выступил и соавтором сценария — вместе с Марном Дэвисом и Айваном Эткинсоном. Оба автора работают с Ричи не первый год, со времен невероятно успешных «Джентльменов».

В центре внимания — персонаж Джейсона Стэйтема («Механик», «Карты, деньги, два ствола»). Это уже второй его совместный проект с Ричи за последние несколько лет (предыдущим был «Гнев человеческий» — крепкая драма о брутальном мужчине, который мстит грабителям за смерть сына). Фильмография Джейсона разнообразна, но типаж плюс-минус одинаков: он молчит, хмурит брови и мочит плохих парней.

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

В «Операции «Фортуна» Ричи добавил этому суровому амплуа немного легкости. Так, любимое хобби героя — отдыхать за счет своих работодателей (кто хорошо работает, тот ест; иначе говоря, умеет расслабляться со вкусом) и поглощать литрами сверхдорогое элитное вино в любой точке пространства. На этих особенностях отчасти строится юмористическая составляющая шпионской картины, украшая непробиваемые брутальность и бесстрашие Джейсона Стэйтема.

Его напарники отыгрывают роли на полную, а вовсе не выглядят статистами. Это частая проблема современных блокбастеров, которые ставят на первый план большую звезду, но Гай Ричи ее успешно решил. Сара (героиня Обри Плазы) может не только продемонстрировать отменные IT-навыки, взламывая системы любой сложности, но и подшутить над маскулинностью отважного коллеги и даже посоревноваться в проявлении лидерских амбиций.

Багзи Мэлоун, еще один напарник Стэйтема, кажется чуть шаблонным персонажем, но в дальнейшем показывает себя неординарным и предприимчивым членом команды. Молодой оперативник Джей Джей — пример надежного соратника, на которого можно положиться в любой критической ситуации. И вырубит врага вблизи, и подстрелит с большого расстояния (он снайпер).

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

Не менее важную роль сыграли другие персонажи второго плана. Чего только стоит бенефис Джоша Хартнетта в образе голливудской суперзвезды Дэнни Франческо и комедийный гений Хью Гранта, исполнившего здесь роль оружейного барона и важного посредника в злодейской сделке века.

Как это выглядит

Весело и задорно. Это тот самый Гай Ричи, которого вы любите со времен фильмов «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Да, с годами стиль претерпел изменения (примиритесь — трансформация неизбежна). Остался, например, мастерский микс монтажа, звуковых эффектов и саундтрека. Стало больше пафоса и внешней пестрой атрибутики — иногда в ущерб раскрытию характеров героев.

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

Сам жанр шпионского боевика дается Ричи не без труда. Это можно было заметить еще по «Агентам А.Н.К.Л.», на которых «Операция «Фортуна» во многом похожа: собралась команда бравых и отважных воротил от мира двуличности, в итоге натворила дел, которые нужно оперативно разрулить. Непохожие друг на друга герои, объединенные целью миссии, двигаются вперед — в окружении разношерстных локаций и культур.

Ричи не тянет с долгим представлением персонажей и не вдается в подробности. «Отвлекитесь, расслабьтесь, выключите мозг», — как бы говорит «Операция «Фортуна»; шпионский блокбастер, который хочет показать размах, интригу, перестрелки и пошутить над силами света и тьмы. Для Ричи здесь нет хороших и плохих — одинаково достается всем.

Плюсы, минусы, подводные камни

Приготовьтесь к определенной мере условности, если решите посмотреть «Операцию: «Фортуна». Здесь не будет откровенных дикостей, как во франшизе «Форсаж», рушившей законы физики. Но тем не менее Джейсон Стэйтем, например, не может умереть — пули в него не попадают, а плохие парни, покусившиеся на его жизнь, сами непременно отправляются на тот свет. Гай Ричи не изобретает велосипед, а следует жанру.

С одной стороны, комедийная составляющая, которой здесь не слишком много, но достаточно, растворяет серьезность и пафос шпионского боевика — легкость очень к лицу «Операции». Стэйтем совсем не «перевозчик», а живой и объемный персонаж с личным кодексом (не оставлять друзей в беде даже в ущерб миссии). Экшн-формализм, за который Ричи ругали в «Агентах А.Н.К.Л.», набрал в весе и обрел форму — погони и перестрелки уравновешиваются увесистыми диалогами и фактурой.

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

С другой — центральная интрига у фильма слабая. Без труда соединив концы с концами, можно даже разочароваться в детективной составляющей «Операции «Фортуна». Тем не менее, фильм успешно выполняет миссию: развлекает, на территорию двойных смыслов не заходит (себе дороже). Для поклонников сложносочиненных историй с двойным дном есть кардинально другое кино.

Цельная картина впечатлений такая: герой уничтожает злодеев, на нем не остается ни царапины. Рядом с ним отважный напарник и обаятельная девушка (которая даже не преподносится как романтический интерес, что необычно). Есть даже нарочито аляповатая копия Леонардо ДиКаприо, которого шпионы затаскивают в свои сети, и отсылка к Харви Вайнштейну (на злобу дня). Как будто бы ничего другого, чтобы весело провести два часа вдали от земных забот, сегодня и не нужно.

Поделиться
Авторы
Теги