Посмотрите, как одевались стюардессы 100 лет назад. Фото тех лет удивили

. Изначально планировалось, что бортпроводницы будут одеты как горничные
Обновлено 19 декабря 2022, 09:27
Bettmann / Getty Images
Фото: Bettmann / Getty Images

Первые гражданские авиалинии появились более ста лет назад — в 1919-м. Изначально профессия бортпроводника была мужской и униформа стюардов почти ничем не отличалась от униформы пилотов, рассказала РБК Life историк моды, культуролог, автор книги «Советская мода. 1917–1991» Мэган Виртанен. По ее словам, униформа пилотов и бортпроводников должна была вселять в пассажиров уверенность в безопасности и надежности.

В 1930 году в США задумали привлечь к работе на борту молодых привлекательных девушек. Во-первых, это должно было помочь в рекламе пассажирских авиаперевозок, которые тогда только начали свое распространение. Во-вторых, стюардессы весили меньше, чем мужчины, а в начале XX века каждый лишний килограмм мог помешать устойчивости самолета
Фото: imago images / United Archives / ТАСС

В 1930 году в США задумали привлечь к работе на борту молодых привлекательных девушек. Во-первых, это должно было помочь в рекламе пассажирских авиаперевозок, которые тогда только начали свое распространение. Во-вторых, стюардессы весили меньше, чем мужчины, а в начале XX века каждый лишний килограмм мог помешать устойчивости самолета

Первая женщина-бортпроводница Эллен Черч, которая в 1930 году трудоустроилась в компанию Boeing Air Transport, сама придумала для себя фасон костюма. А иногда отправлялась в рейс в платье в горошек со строгим зеленым плащом. Вскоре, когда число бортпроводниц превысило число стюардов, возникла дискуссия. Различные авиакомпании высказывали идеи одеть бортпроводниц как горничных, медсестер, а иногда — как танцовщиц кабаре. Но, по словам Виртанен, все эти идеи символически роняли ценность профессии.

Первой стюардессой в истории считается жительница Сан-Франциско Эллен Чёрч, которая до этого работала медсестрой и в частном порядке брала уроки по управлению самолетом. 15 мая 1930 года она сопровождала в полете из Сан-Франциско в Чикаго 14 пассажиров. Также Чёрч отвечала за подбор персонала: ее коллегами по борту должны были стать семь медсестер в возрасте до 25 лет и весом до 52 кг
Фото: Bettmann / Getty Images

Первой стюардессой в истории считается жительница Сан-Франциско Эллен Чёрч, которая до этого работала медсестрой и в частном порядке брала уроки по управлению самолетом. 15 мая 1930 года она сопровождала в полете из Сан-Франциско в Чикаго 14 пассажиров. Также Чёрч отвечала за подбор персонала: ее коллегами по борту должны были стать семь медсестер в возрасте до 25 лет и весом до 52 кг

Стюардесса должна была демонстрировать командую общность с летным составом, а потому эталоном стал строгий костюм из жакета и юбки. Везде, где профессия подразумевает ответственность, чаще всего используются милитари-образы, отмечает историк моды.

В первые годы существования профессии униформа стюардесс напоминала униформу пилотов — консервативная, строгая, выдержанная в военной стилистике и вселяющая уверенность и надежность. На фото — стюардесса и командир борта нидерландской авиакомпании KLM
Фото: Hulton Archive / Getty Images

В первые годы существования профессии униформа стюардесс напоминала униформу пилотов — консервативная, строгая, выдержанная в военной стилистике и вселяющая уверенность и надежность. На фото — стюардесса и командир борта нидерландской авиакомпании KLM

Обязательная форма стюардесс «Аэрофлота» была официально введена только в 1954 году специально для тех, кто обслуживал международные рейсы. Разработкой занимался Общесоюзный дом моделей. Так, появились строгие темно-синие костюмы из шерстяного материала бостон. Их дополняли плащ, фетровая шляпа, туфли и перчатки. Мужчины-бортпроводники облачились в костюмы. В середине 1990-х над формой «Аэрофлота» трудился модельер Валентин Юдашкин, а к 2004 году новый вариант, выдержанный в корпоративных цветах, создала дизайнер Виктория Андреянова.

Так выглядели стюардессы «Аэрофлота» в советское время, когда авиакомпания была монополистом и не имела конкурентов в стране. Темно-синий цвет, пересечения с военной униформой и отличительные знаки — с тех пор костюмы стали если не более удобными, то точно более жизнерадостными
Фото: aviation-images.com / Universal Images Group / Getty Images

Так выглядели стюардессы «Аэрофлота» в советское время, когда авиакомпания была монополистом и не имела конкурентов в стране. Темно-синий цвет, пересечения с военной униформой и отличительные знаки — с тех пор костюмы стали если не более удобными, то точно более жизнерадостными

Летом этого года авиакомпания S7 первой в России разрешила экипажам татуировки и необычные прически, стюардессам разрешили не носить обувь на каблуке. Мэган Виртанен отмечает, что хотя униформа и подстраивается под течения моды и социальных норм, однако во всем мире наблюдается тренд на возврат к идее строгого костюма в милитари-стиле.

<p>Компания &laquo;Русмода&raquo; в лице дизайнера Александра Терехова разработала для S7 два варианта униформы&nbsp;&mdash; помимо ярко-бирюзовых костюмов, это малиновые платья с черным кожаным ремнем, в то время как мужчинам достались еще и серые костюмы-тройки</p>
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Компания «Русмода» в лице дизайнера Александра Терехова разработала для S7 два варианта униформы — помимо ярко-бирюзовых костюмов, это малиновые платья с черным кожаным ремнем, в то время как мужчинам достались еще и серые костюмы-тройки

Поделиться