Где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». 5 мест с фото

. В одной из локаций даже стоит памятник, посвященный герою
Обновлено 18 декабря 2023, 10:21
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

«Иван Васильевич меняет профессию» — одна из самых популярных советских комедий для просмотра в предновогодние дни. Но, вероятно, есть то, чего вы про нее не знали. РБК Life рассказывает о пяти реальных локациях, в которых снимали культовый фильм Леонида Гайдая.

Хотя все события комедии происходят за один день, работа над ней продолжалась в течение года, на большие экраны картина вышла в 1973 году и собрала более 60 млн зрителей. По сюжету простой советский инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) строит машину времени и случайно перемещает в эпоху Ивана Грозного соседа-управдома Буншу (Юрий Яковлев) и вора-домушника Жоржа Милославского (Леонид Куравлев). Сам царь Иван Васильевич застревает в будущем. На фоне личной драмы — расставания с женой, которая уезжает в Гагры с новым возлюбленным, режиссером Якиным (Михаил Пуговкин), — Шурику предстоит как можно скорее починить машину времени и поменять все обратно.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Гайдай снимал картину преимущественно в павильонах «Мосфильма», где воздвигли 16 объектов, включая царскую залу и квартиру Шурика, но для некоторых сцен требовались более монументальные, живые локации. Поэтому съемочная команда переместилась «в поля».

Кремль

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Ростовский кремль 
Фото: rostmuseum.ru

Ростовский кремль

Честь представлять на экране Московский Кремль досталась кремлю Ростовскому. Белокаменная постройка 1883 года с большим двором, колокольней, своим «красным крыльцом» и крытыми галереями идеально подходила для воссоздания атмосферы исторических времен. Именно здесь, увидев гостей из будущего и приняв их за демонов, испуганный дьяк Феофан (Савелий Крамаров) инициирует погоню, а те отрываются от солдат, имитируя прыжок с крепостной стены. Кстати, на самом деле она не такая высокая, как кажется при просмотре фильма, — всего 2,5 м. Гайдай выбрал самую низкую из стен, чтобы не подвергать актеров опасности.

В Ростовском кремле также снимались сцены с народными волнениями («Царя! Царя! Шайбу! Шайбу!..») и отъезда войск с целью «выбить крымского хана с Изюмского шляха под легендарную «Марусю». Сами палаты, где восседал вжившийся в роль царя переодетый Бунша, снимали в павильоне «Мосфильма». Интересно, что историческая одежда досталась актерам «по наследству» от съемок фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.

Дом Шурика

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Дом № 13 на улице Новокузнецкой, «сыгравший» дом Шурика 
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Дом № 13 на улице Новокузнецкой, «сыгравший» дом Шурика

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Квартиры жильцов, которые «борются за почетное звание дома высокой культуры быта», были выстроены на киностудии. В кадр попал лишь фасад «ломаного» конструктивистского здания — это дом № 13 на улице Новокузнецкой. За форму его прозвали «пьяным» или «гармошкой». Сегодня это предмет гордости риелторов, которые указывают на то, что здесь проходили съемки легендарной комедии. Однако на деле даже лестничные клетки оказались слишком узкими для масштабного съемочного процесса.

Кстати, телефонной будки перед домом не было и в помине. Декорацию поставили специально для двух важных сюжетных разговоров: Милославского со стоматологом Шпаком и пассии Якина (Наталья Кустинская) с Галочкой («Галочка? Ты сейчас умрешь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры»).

Вид с балкона

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Знаменитая сцена, в которой Иван Грозный выходит на балкон, охватывает взглядом Москву 1970-х и восхищенно восклицает «Лепота!», снимали вовсе не на Новокузнецкой. Такая панорама вряд ли может открыться с девятиэтажки, поэтому камеры подняли на одну из высоток, расположенных на Калининском проспекте. Отсюда видно Москву-реку и начало Кутузовского проспекта, «дом-книжку» (здание СЭВ) и гостиницу «Украина». Минуту гордости и наслаждения прерывают выбежавшие на балконы крикливые соседи, после чего царь произносит легендарную фразу: «Оставь меня, старушка, я в печали».

Магазин «Радиотовары»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

По сюжету армия царя, увидев «демонов» по ту сторону машины времени, кидает в нее алебарду, в результате чего сгорают транзисторы. В поисках их и бегает Шурик по магазинам радиотоваров. По сюжету их три: в первом идет учет, во втором — ремонт, а в третьем герой встречает спекулянта. Однако на самом деле съемки велись в двух магазинах — «Радиотовары» и «Свет». Поговаривают, что именно из-за их близкого расположения Гайдай выбрал дом на Новокузнецкой (помимо его необычной формы, конечно). Сегодня в этих помещениях располагаются магазины продуктовых, спортивных и бытовых товаров.

Гагра

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

<p>Памятник Михаилу Пуговкину (исполнителю роли Якина) в Ялте&nbsp;</p>
Фото: Shutterstock

Памятник Михаилу Пуговкину (исполнителю роли Якина) в Ялте

Роль абхазского курорта Гагры в «Иване Васильевиче» сыграла Ялта. Именно туда режиссер Якин прилетает на съемки фильма и именно там Зиночка, жена Шурика, исполняет хит «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга...»). Локацией для этой открывающей комедию сцены послужил пирс с панорамным видом на море и город. Несмотря на то, что действо занимает совсем немного экранного времени, место решили увековечить памятником Якину — фигура повторяет его манерную позу с ногой на ногу, а прохожие трут ей нос, вероятно, веря в то, что это принесет удачу. Памятник, к слову, повернут лицом к набережной, в то время как Якин сидел к ней спиной.

Интересные факты о фильме

Кадр из фильма &laquo;Иван Васильевич меняет профессию&raquo;
Фото: Мосфильм

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

  • По-новогоднему сказочную машину времени изготовил художник, скульптор по дереву Вячеслав Почечуев. За работу мастер получил 40 руб. и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени».
  • Часть декораций, например характерные красные обои и лестничную площадку, «Иван Васильевич» передал фильму «Большая перемена». Поделили фильмы и актеров. Нина Маслова (царица Марфа Васильевна) и Савелий Крамаров (дьяк Феофан) сыграли в «Перемене» ученицу Викторию Коровянскую и Петю Тимохина, ее жениха, соответственно.
  • «За чей счет этот банкет?» — с опаской спрашивает Бунша во время царского пира. Вопрос резонный, ведь все яства на столе настоящие — так захотел Гайдай. Продукты пришлось покупать за свой счет, поскольку в бюджете картины такой статьи расхода не было. В итоге получилась немаленькая сумма — 200 руб.
  • Сначала песню «С любовью встретиться» для картины записала София Ротару, но ее версия исполнения показалась режиссеру слишком серьезной и проникновенной. Поэтому в итоге зритель слышит в «Иване Васильевиче» голос Нины Бродской.
  • Первый вариант сценария писался под Юрия Никулина, но тот отказался сниматься (то ли из-за занятости в «Союзгосцирке», то ли из-за того, что фильм показался Никулину потенциально провальным). После Гайдай пробовал на роль царя несколько легендарных советских актеров, в том числе Евгения Евстигнеева, Владимира Этуша и Георгия Вицина, но в результате она досталась Яковлеву, которому удалось успешно «раздвоиться».
  • У «Ивана Васильевича» есть короткометражная версия — «Черные перчатки», стилизованная под немое кино и посвященная Жоржу Милославскому. В нее вошли вырезанные из финальной серии сцены. Счастливые обладатели кинопроектора могли купить пленку с короткометражкой для домашнего просмотра.
Поделиться
Авторы
Теги