«В 2008-м было ощущение, что жизнь бьет ключом»

. Сценарист сериала «С нуля» Анна Борисова — о новом проекте
Обновлено 22 ноября 2022, 14:25

Онлайн-кинотеатр PREMIER представил новую ностальгическую драму производства Good Story Media «С нуля». В основе сюжета — судьбы двух двоюродных сестер, Лены и Наташи (в исполнении Надежды Калегановой и Маруси Фоминой), пути которых разошлись в «золотые» нулевые. В сериале мы видим их встречу спустя более чем десять лет. Выбор, сделанный в жизни каждой героиней, можно судить по-разному, но с точностью можно сказать, что их поступки во многом были продиктованы самим временем.

В интервью РБК Life сценарист и креативный продюсер сериала «С нуля» Анна Борисова рассказала, как создавался проект, что привнес в него театральный режиссер Василий Бархатов и каким она запомнила 2008 год.

— Как родилась идея сериала?

— У меня давно была идея написать про свое поколение. Мне хотелось показать срез времени, людей, которых я знаю и понимаю. Так родилась история трех подруг, пути которых разошлись после 2008 года.

Когда я начала разрабатывать сюжет, то поняла, что эту историю по-настоящему интересно будет смотреть в контексте того, как мы изменились. Занятно вспоминать, каким ты был в 2008 году, и смотреть, каким стал сейчас. Поэтому история героинь показана в конце нулевых и в наше время. Мы видим, какой огромный путь они прошли за не очень большой период времени.

— Что из вашего личного опыта легло в основу сюжета?

— Из личного опыта взяты локации, обстоятельства жизни плюс опыт близких друзей, рассказы знакомых. Я родилась в Санкт-Петербурге, затем с родителями переехала в Москву. Написать историю о каком-нибудь маленьком городе мне было бы сложнее — я не знаю этой жизни. Поэтому я рассказала о том окружении, которое мне хорошо известно, это во многом правдивая история. Получился некий альманах гипертрофированных воспоминаний о студенческих годах.

У главных героинь нет конкретных прототипов, но моим подругам будет забавно смотреть этот сериал: они найдут в девушках черты своих характеров, некоторые особенности речи. Главные героини — это и расщепление моей личности, в каждой из них есть что-то от меня. Они сотканы из меня, моих близких и знакомых.

— Как долго велась работа над проектом и когда в нем появился Василий Бархатов?

— Мне кажется, у любого сценариста от момента рождения идеи до ее реализации проходит огромное количество времени. Наверное, у меня еще не максимальный вариант — примерно четыре года.

Вася появился в проекте во время съемок пилота. Хотелось привлечь человека, который может дать истории еще одно прочтение, арт-составляющую. Не просто режиссера, который может снять драму, а того, кто посмотрит под другим углом. К тому же Вася — персонаж нулевых. У него очень рано началась карьера, он стал звездой в 23 года, активно появлялся на страницах глянцевых журналов. В 2008 году он был режиссером премии GQ, аналог которой есть в первой серии «С нуля». Васе сразу понравился сценарий, но он был дико занят. В то время он уже давно жил в Европе, работал там с театрами. В некотором роде только благодаря пандемии он сумел найти время на съемки сериала: театры на тот момент были закрыты для посетителей.

— Что в проект привнес Василий Бархатов?

— Его театральный взгляд во многом изменил ракурс истории. Он очень визуальный человек, поэтому привнес много интересных решений. У него уникальное видение работы со светом: оно сценическое, не киношное. Вася потратил много времени, объясняя оператору и гафферу, какой он видит эту картину. Он добавил достаточно хитрые переходы между сценами, каждый сложно создавался и стал важной отличительной чертой этой истории. Еще внес классические театральные номера: например, пятая серия начинается сценой мюзикла, где героиня с помощью песни объясняет свое эмоциональное состояние. Он также разработал для главной героини Лены мир кошмаров и галлюцинаций от наркотиков.

— Как художником по костюму стала Наташа Туровникова?

— Я познакомилась с ней, когда уже начала работать над сериалом. Тогда я скорее была простой девочкой из толпы, а Наташа — достаточно заметной личностью на московской светской сцене. Я за ней всегда наблюдала, мне хотелось с ней пообщаться. В проект она пришла по приглашению Васи — ранее они уже работали вместе.

Наташа открыла нам лучшие гардеробы Москвы: ее подруги — настоящие светские львицы, они с удовольствием достали со своих антресолей лабутены и платья Herve Leger: в сериале сняты реальные дизайнерские вещи. К тому же у Наташи очень интересный стиль: она умеет сочетать несочетаемое. Если, снимая сцены из 2008 года, мы во многом опирались на реальные образы того времени, старались довольно точно их воссоздать, то в костюмах для настоящего Наташа по полной передала свой уникальный стиль. Она привлекла к сотрудничеству с проектом известного русского дизайнера Константина Гайдая, специально для нас он разработал десятки уникальных масок для хеллоуинской галлюцинации Лены.

— В сериале много сцен с вечеринками. Как вы воссоздавали эту атмосферу?

— Грандиозные тематические вечеринки были приметой нулевых. Клубная жизнь тогда была намного ярче. Был культ rich & beautiful. Например, на хеллоуинские вечеринки тратились колоссальные деньги. Это был сложный и красивый перформанс. Хотелось воссоздать эту яркую примету времени. На базе Soho Rooms (единственный, кажется, оставшийся в Москве с 2008 года клуб) мы повторили для съемок все эти безумные вечеринки с танцовщицами и акробатами. Сейчас я не могу представить такое в клубе, а тогда это было нормально. Признаюсь честно, было бы любопытно вернуться на такую вечеринку на одну ночь.

В последнее время в клубной индустрии есть разворот в сторону ностальгии по этому безумному веселью, но, думаю, это уже немного неактуально, да и люди изменились.

В сериале мы старались показать пафосные места типа «Дягилева», «Оперы» и так далее. Я в такие места ходила мало, мне была ближе другая тусовка — «Солянка», «Симачев». Хотя, конечно, и там были безумные вечеринки. Помню, на одной из вечеринок «Симачева» стояли кулеры с водкой, и это было таким издевательством над гламуром.

— Почему конфликт героинь в сериале решили показать через отца?

— Мне кажется, самые сильные женские конфликты — конфликты между лучшими подругами — происходят, к сожалению, из-за мужчин. В нашей истории это не просто парень, которого не поделили. Для Лены это отец, внимание которого она всю жизнь пытается заполучить, для Наташи — искренняя влюбленность и попытка найти отца, которого у нее не было. К тому же здесь есть черты классического сюжета Гамлета, где вместо дяди племянница и двоюродная сестра, вечная история, когда родственные связи рушатся из-за личных конфликтов. Тем более Павел и Наталья вроде как тоже родственники, но это не кровное родство. Насколько они имеют право на такой поступок, если это действительно искреннее чувство? Мне показалось, что в этом интересно разобраться.

Ностальгия в сериале — декорация, которая хотя и диктует желания, потребности героинь, но в большей степени это просто место. Главное — попытка хоть немного разобраться в глобальных вещах.

— Какое место в сериале занимает тема наркотиков?

— Мне хотелось понять, кто из героев истории сможет устоять в ситуации соблазна, а кто — нет. Большие и легкие деньги, быстрый кайф, ощущение, как будто ты в самом центре тусовки и прикоснулся к чему-то объединяющему. В любом случае это ненужный соблазн. В реальной жизни лучше не проверять: смогу ли я пройти по грани и не свалиться? Почему-то кто-то действительно может устоять и пройти через все это легко, как через рядовой этап, но многие разрушают свою жизнь.

В моем кругу нет случаев тяжелой наркотической зависимости, но я не открою Америку, сказав, что многие вечеринки нулевых сопровождались употреблением психотропных веществ.

— Как подбирали актрис на главные роли и кто из героинь вам нравится больше?

— Сложнее всего было найти актрису на роль Лены. Наташа не так сильно меняется с течением времени, просто взрослеет, становится жестче. И Маруся Фомина идеально воплотила этот образ. А вот с героиней Лены происходит полное перевоплощение: она была отличницей, забитой мамой, а стала оторвой, бунтаркой, которая нигде не может найти свое место. Все эти перемены мы показываем в кадре, поэтому актриса должна была быть хороша и в образе милой девочки Лены, и демонической оторвы (переходный период), и грубой пацанки, которой она стала в итоге. Я видела много актрис, которые были хороши или в одном образе, или в другом. А Надежда Калеганова как-то умудрилась перевоплотиться и показать все образы очень правдиво. Она мощная театральная актриса, очень одаренный человек.

Не могу сказать, что для меня одна из героинь симпатичнее другой. В каждой из них есть что-то от меня, в том числе и негативные черты, с которыми я пытаюсь бороться. Поэтому чем-то каждая героиня мне нравится, чем-то нет. Но чисто по-женски я люблю Дашу, потому что она умудряется с юмором проходить все жизненные сложности. Есть люди непотопляемые, которые в итоге лучше всех справляются с трудными ситуациями. Она из таких.

— Каким тебе запомнился 2008 год?

В 2008 году мне исполнилось 18 лет, и, наверное, для любого человека это важный этап, когда ты становишься официально взрослым. Тогда у меня был определенный взгляд на жизнь, бурно-восторженный. Было ощущение, что жизнь бьет ключом. Помню, в тот вечер, когда я отмечала 18-летие, был матч Россия — Нидерланды. Я тогда потратила астрономические для меня того времени деньги на то, чтобы снять стол в каком-то приличном месте, а в итоге в тот вечер все смотрели футбол, была атмосфера спорт-бара, и я была очень расстроена. К счастью для меня и всех фанатов, матч закончился со счетом 3:1 в пользу России. Вся Москва сошла с ума, это был такой праздник!

Вообще, это была череда каких-то хороших событий, хотя были и тяжелые новости, но людям все равно тогда казалось, что море по колено, впереди только лучшее, все зависит от нас — нужно только немного поработать. Мне кажется, тогда, в нулевые, вошла в обиход фраза work hard, party hard, то есть люди хотели много работать, чтобы очень качественно веселиться. Это достаточно честная философия.

— Что в том времени тебе нравилось, что не нравилось?

Не нравилось потребление напоказ, когда деньги сжигались, просто чтобы создать видимость, что ты супербогатый и суперуспешный. У меня были знакомые, которые работали где-нибудь продавцами-консультантами и всю свою небольшую зарплату отдавали за какую-нибудь дизайнерскую вещь. Тогда ты мог ничего не представлять из себя, но должен был выглядеть успешным.

А больше всего нравилось ощущение, что все возможно, нет границ. Если ты постараешься, то достигнешь желаемого, и ничто внешнее, никакие обстоятельства тебе не помешают. Это очень характерная черта того времени.

Поделиться