Пугающий театр. 7 спектаклей Москвы и Петербурга, от которых стынет кровь

. Триллер, фантазии по сказкам братьев Гримм и жуткие куклы
Обновлено 03 ноября 2022, 07:59
Сцена из спектакля «Сказка о Золотом петушке»
Фото: karlssonhaus.ru

Сцена из спектакля «Сказка о Золотом петушке»

В канун Хеллоуина любители пощекотать нервы могут отправиться не только на ретроспективу «Кошмара на улице Вязов», но и в театр. Там ужасающих впечатлений будет более чем достаточно.

РБК Life и обозреватель, автор Telegram-канала «Что посмотреть?» Елена Свиридова собрали спектакли разных жанров — детская страшная сказка, психологический триллер, содомическая вечеринка, русская и европейская драма. Их объединяет одно: при просмотре замирает сердце. То ли от красоты, то ли от ужаса.

«Дания тюрьма»

Камерный театр Малашыцкого, Санкт-Петербург

Камерный театр Малашицкого
Фото: Камерный театр Малашицкого

Спектакль в жанре психологического триллера от Петра Шерешевского по мотивам пьесы Аси Волошиной. Для знающей публики даже этих имен будет достаточно, чтобы сформировать ожидания философской картины с нетривиальным сюжетом. Сценография в традициях независимого театра больше отсылает в ощущение коммунальной квартиры, чем театра: в комнате-сцене по периметру расставлены стулья (для зрителей), матрасом намечена спальня, компьютером — кабинет, действующей раковиной — кухня. На этот спектакль продают не больше 30 билетов, они же служат пропуском в запутанный клубок размышлений главной героини. Девушка побывала на длительном свидании в тюрьме, где сидит ее отец, и пережила там невероятный опыт человеческого контакта с мужчиной, с которым больше никогда не встретится.

«Сказки Гримм»

Губернский театр, Москва

Губернский театр
Фото: Губернский театр

Сказки братьев Гримм, собранные лингвистами Якобом и Вильгельмом в процессе изучения немецкого фольклора, славятся жестоким реализмом и устрашающими поворотами сюжета. В основу спектакля легли несколько историй из первого сборника сказочников: о Деве Малейн, Рапунцель и Белоснежке. Постановка собрана на стыке игрового и предметного театров — благодаря обилию декораций и причудливых механизмов дети (на показ можно с 12 лет) тоже будут увлечены «Сказками», и час с небольшим спектакля пройдет легко. В «Сказках Гримм», как в мире волшебства, сочетаются невозможные вещи, что придает постановке особый объем. Лаконичная и даже строгая форма тут припадает к витиеватому сюжету, юмор звучит следом за трагическими новостями, а человеческая жизнь кажется песчинкой на фоне вечных законов Вселенной.

«Крысолов»

Театро Ди Капуа

Театро Ди Капуа
Фото: Театро Ди Капуа

Постановка о добрых намерениях, которые могут обернуться преступлениями. Спектакль показывают в катакомбах Петрикирхе, и только путь туда — в бетонное подземелье, по узким и шатким лестницам — уже заставляет взволноваться. В сюжете переплелись две истории, художественная и документальная. За мифический пласт отвечает поэма «Крысолов» Марины Цветаевой, в основе которой лежит немецкая легенда и впечатления поэтессы об опыте эмиграции. Для пугающей реалистичности в спектакле звучат монологи малолетних заключенных-убийц, больных СПИДом. Музыкальное оформление в виде сочинений из детского альбома Чайковского и цитаты из трудов Блаженного Августина добавляют постановке сюрреалистичности. Элементы клоунских костюмов создают некоторую дистанцию со зрителем, и все равно темы, поднимаемые в «Крысолове», остаются сложными для восприятия даже на расстоянии.

«Крабат — ученик колдуна»

Московский театр кукол

Mos Puppets
Фото: Mos Puppets

Мрачный кукольный спектакль для взрослых и детей от 10 лет по легендарному произведению Отфрида Пройслера «Крабат, или Легенды старой мельницы». Историей управляют мистицизм и волшебство: сквозь полностью черные декорации проступают то огонь, то дым, то причудливые метаморфозы — зрители становятся свидетелями перевоплощения ворона в коня. По сюжету на мельнице живет настоящий колдун, обучающий своих учеников темным наукам. Однажды к нему в ученики попадает сирота Крабат, который пришел к Мастеру по подсказкам из сна. Безопасно ли на мельнице и что на самом деле там происходит, остается загадкой до самого конца представления.

«Сказка о Золотом петушке»

Karlsson Haus, Санкт-Петербург

Karlsson Haus
Фото: Karlsson Haus

Спектакль с элементами стилистики джалло от легендарного постановщика из творческого объединения АХЕ Максима Исаева. Он превращает сказку Пушкина в текст шаманского действия, и для пущей правдоподобности перед началом спектакля зрительный зал окуривают дымным ладаном. Это не театр в привычном виде. «Сказка о Золотом петушке» — микс пластического и предметного перформанса. От кукольного языка здесь осталось обилие предметов, играющих на смысл постановки, и анимированный инфернальный Петушок. Музыкальное оформление сродни экшен-плейлистам: композиций много, их разнообразие кружит голову и погружает в измененное состояние сознания, будто в дурном сне. Ужас и мистицизм темной Руси окутывают зрителей интригами и тайнами, заставляя забыть обо всем.

Рок-опера по «Преступлению и наказанию»

Театр мюзикла, Москва

Театр мюзикла
Фото: Театр мюзикла

Авторская интерпретация «Преступления и наказания» Андрея Кончаловского, стихи Юрия Ряшенцева и музыка Эдуарда Артемьева соединили два легендарных мира — «Петербург Достоевского» и «Бандитский Петербург» 1990-х. Спектакль впечатляет масштабом: более 60 артистов на сцене, трюки и пылающая огнем машина. Музыкальное полотно пестрит стилями классика, рок, джаз, городской романс, фольклорные мотивы, православное пение. От классического текста остались лишь атмосфера и каркас сюжета, кратко изложенного в либретто. Петербург здесь выступает городом грехов, где по улицам ходят не реальные люди, а воплощения пороков. И даже старуха-процентщица — не невинная жертва, а алчная бабка, которую жутко хочется прибить.

«Маузер»

Александринский театр, Санкт-Петербург

Александринский театр
Фото: Александринский театр

Спектакль греческого режиссера Теодороса Терзопулоса похож по форме на древнегреческую трагедию: нет никакого хеппи-энда, и безжалостный рок управляет будущим. «Маузер» поставлен по пьесе Хайнера Мюллера, в основу которой легла одна из глав «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Главный герой, бывший революционер, усомнившийся в благих целях восстания, попадает под суд. Зритель вместе с ним оказывается на бесконечном судебном процессе. Черно-красное оформление сцены утверждает мир хаоса и катастрофы, в котором нет и не может быть спасенных.

Поделиться
Авторы
Теги