«Умереть за доллар». Стоит ли смотреть вестерн с Дефо и Вальцем

. Почему фильм может сильно разочаровать даже поклонников жанра
Обновлено 21 декабря 2022, 11:17
Кадр из фильма «Умереть за доллар»
Фото: Кинокомпания «Парадиз»

Кадр из фильма «Умереть за доллар»

В отечественном прокате вовсю идет вестерн «Умереть за доллар» — новая картина Уолтера Хилла о приключениях охотника за головами на Диком Западе, побывавшая на Венецианском кинофестивале в сентябре. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, почему вестерн в 2022 году (благодаря этому фильму) выглядит как анахронизм.

О чем фильм

Главный герой — Макс Борлунд (Кристоф Вальц), охотник за головами, но не простой, а благородный. Выполняет только ту работу, за которую платят. Но если заказчик не вышел лицом, моральными принципами или подходом к делу, пиши пропало — Макс встанет на защиту униженных и оскорбленных. Эксцентричен, меток, привлекателен, личным счастьем мало заинтересован — Борлунду важнее всего криминогенная обстановка на Диком Западе и борьба с отпетыми негодяями, которые не дают покоя мирным гражданам.

Обложка видео

Спутником Макса становится сержант армии США Алонзо По (Уоррен Бурк) — начальник командировал его сопровождать Борлунда, чтобы тот отыскал и вернул в штаб дезертира Элайджу Джонса (Брендан Скотт). Тот вроде бы похитил уважаемую леди Рэйчел Кидд (Рэйчел Броснахэн), жену заказчика Борлунда, землевладельца Мартина Кидда, и требует за нее выкуп.

Следы приводят охотника и его напарника на мексиканскую границу — земли, что находятся под патронажем бандита Тиберио Варгаса (Бенджамин Бретт). Вместе с ним работает вор и картежный шулер Джо Криббенс (Уиллем Дефо) — опасный преступник, которого Болрунд когда-то поймал и бросил в тюрьму на несколько лет. Герои вспомнят старые обиды, которые придется разрешить с помощью «дикозападного» насилия с применением ловкости рук (кто быстрее вынет револьвер из кобуры и прочие «развлечения»).

Кадр из фильма «Умереть за доллар»
Фото: Кинокомпания «Парадиз»

Кадр из фильма «Умереть за доллар»

Как это снято

Это тот случай, когда дешевизну даже не пытались скрыть. Режиссер пытался снимать, как в эпоху популярности вестернов, когда подобных картин выходили сотни в год. Вот и новодел «Умереть за доллар» изобилует оттенками сепии, напоминающими выцветшую на солнце пленку, и более чем скромными декорациями.

Не ждите размаха и тем более подтекста. Все на поверхности, даже то, что стоило бы скрыть. Кажется, даже солнце, несколько раз уходящее в закат, скорбит по тому, что снималось под его лучами. Американский фронтир, возможно, никогда не смотрелся в кино так халтурно, как в этом фильме.

С одной стороны, в нарочитой искусственности может быть заложен режиссерский замысел — будто режиссер все понимал заранее, а потому не старался произвести впечатление. С другой стороны, при внешней неприхотливости в реализации, перед нами все-таки вестерн, который пытается и закрутить интригу, и рассмешить, и заставить задуматься. Увы, ни одна из попыток не добирается до финишной прямой. Интрига распутывается в середине хронометража, юмор недостаточно пробивной, а философия слишком поверхностна, чтобы всерьез задуматься о проблеме расизма или правах женщины на Диком Западе в конце XVIII века.

Кто снял и снялся

Режиссером выступил Уолтер Хилл. В этом году кинематографисту исполнилось 80 лет. Он выпустил десятки картин, одна из них точно знакома российской аудитории. Именно Хилла мы должны благодарить за Арнольда Шварценеггера в образе московского милиционера в ленте «Красная жара» конца 1980-х. Выбор вестерна — не блажь автора, а закономерное продолжение его творческих терзаний. В конце прошлого столетия режиссер поставил «Дикого Билла» и «Скачущих издалека». Даже поздние работы Хилла опираются на каркас вестерна, пусть их действие и разворачивается в наши дни.

Кадр из фильма «Умереть за доллар»
Фото: Кинокомпания «Парадиз»

Кадр из фильма «Умереть за доллар»

В главной роли — Кристоф Вальц. Австрийский актер, открытый для Голливуда Квентином Тарантино в «Бесславных ублюдках», появляется в образе законника а-ля Робин Гуд (без грабежа богатых). По ходу фильма зритель станет свидетелем трансформации его благородства и преимущественно ненасильственных методов решения проблем. Персонаж Уиллема Дефо, харизматичный и хладнокровный вор и бандит, выходит антагонистом Вальца. Дефо в последние годы любит эксперименты: это и роль шамана в «Варяге» Роберта Эггерса, и сотрудничество с неординарным визионером Абеллем Феррарой («Томмазо», «Сибирь»).

Второй план также примечателен: «даму в беде», которая и сама может показать диким мужчинам Запада, где раки зимуют, играет Рэйчел Броснахэн («Удивительная миссис Мейзел»); напарника и правую руку Борлунда — Уоррен Бурк («Снова вместе»); якобы дезертира и любовный интерес жены землевладельца — Брэндон Скотт («Дарк/Веб»). Увы, многим персонажам, оставшимся на втором плане, практически не уделяется экранное время. Героиня Броснахэн, как и герои Бурка и Скотта, прописаны весьма схематично, пространства для раскрытия персонажей у них крайне мало.

Кадр из фильма «Умереть за доллар»
Фото: Кинокомпания «Парадиз»

Кадр из фильма «Умереть за доллар»

Плюсы, минусы, подводные камни

«Умереть за доллар» — пример фильма, который упустил потенциал. Имея на руках талантливых актеров-звезд и статусного режиссера, история, которую пытается «продать» трейлер, ничуть не трогает. Вестерн Уолтера Хилла — сущий анахронизм, не достойный ни денег, ни потраченного времени.

Не обращая внимания на оценки и критику, фильм посмотрят поклонники Дефо и Вальца, но, скорее всего, останутся разочарованы. Актеры явно стараются, но этого недостаточно, чтобы вытащить картину из ямы вторичности и халтуры. «Умереть за доллар» хочет смотреться старым кино, навевающим ностальгию по культовым лентам голливудских 1950-х. Но игры в ретро вышли Хиллу боком — золотая эра Голливуда через призму цифровых камер смотрится пресно и фальшиво.

История, которую молодой сценарист Мэтт Харрис («Скворец») вместе с Хиллом пытался сложить воедино, рассыпается к финалу без всякой логики и смысла. Надежды на хитроумное переплетение разрозненных, казалось бы, персонажей, не оправдаются. Повествование падает под грузом угрюмых лиц артистов, на момент съемок едва ли осознающих, какое темное пятно в фильмографиях они себе обеспечили.

Поделиться
Авторы
Теги