SMM-менеджер. Сколько он зарабатывает и как им стать

. И какие недостатки есть у этой профессии
Обновлено 30 декабря 2022, 09:25
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Почти 97% предприятий из списка 500 крупнейших мировых компаний используют как минимум одну социальную сеть для продвижения. [1] Этой работой занимаются SMM-менеджеры. Какие навыки нужны в профессии и как добиться успеха начинающим специалистам — в материале РБК Life.

Кто такой SMM-менеджер

SMM-менеджер — это специалист, который занимается позиционированием и продвижением компаний или людей в блогах и соцсетях. Они сотрудничают с корпорациями, брендами, некоммерческими организациями, представителями власти, знаменитостями. Аббревиатура SMM расшифровывается как social media marketing (маркетинг в социальных медиа).

SMM-менеджеры работают буквально во всех сферах, так как эта специальность относится к коммуникации с аудиторией. А коммуницировать с аудиторией необходимо любому проекту и бренду: от НКО до корпораций.

Николай СмирновНиколай СмирновПрограммный директор направления «Маркетинг» в Skillbox

Социальные медиа стали ключевой областью маркетинга благодаря способности привлекать и удерживать клиентов, поэтому спрос на специалистов в этой области растет. [2] [3]

Преимущества

  • Востребованность. По данным рекрутингового сервиса hh.ru, в начале 2022 года на российском рынке открылось почти 50 тыс. вакансий в сфере маркетинга и PR. За последний год число предложений выросло на 52%. [4] Весной 2022 года спрос на специалистов в сфере маркетинга, рекламы и PR резко упал на 44% из-за закрытия иностранных компаний, но к лету число вакансий выросло. [5] [6]
  • Универсальность. SMM-менеджмент можно отнести к профессиям, которые востребованы в разных отраслях экономики. Это дает возможность найти работу по интересу: эсэмэмщик нужен и Третьяковской галерее, и «Газпрому».
  • Удаленная работа. Согласно опросу ВЦИОМ, четверо из пяти россиян довольны возможностью работать из дома. Удобство удаленки в 2022 году отметили 82% респондентов. [7] Такой формат позволяет путешествовать, жить в любом городе или стране, открывает карьерные возможности людям с инвалидностью, молодым родителям и другим соискателям, которым неудобно бывать в офисе.
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Недостатки

  • Ненормированный график. Пик активности пользователей соцсетей — а значит и отдела SMM — приходится на вечерние и ранние ночные часы, а также на выходные дни. [8] Интернет-сообщество никогда не спит, так что SMM-менеджерам нужно быть онлайн постоянно.
  • Высокая конкуренция. Для рынка социальных сетей характерна высокая конкуренция, так как профессия считается простой для входа. Соискателю нужно сильное резюме и портфолио, чтобы выделиться на фоне других кандидатов.
  • Работа с меняющимися платформами. Алгоритмы социальных сетей и SMM-тренды постоянно трансформируются, и под эти изменения нужно подстраиваться. В России ситуация осложнилась после блокировки «Инстаграма» (принадлежит компании Meta Platforms, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) и ввода ограничений на публикацию контента в TikTok. SMM-специалистам пришлось адаптироваться и осваивать другие площадки для работы.

Обязанности SMM-менеджера

  1. Разработка стратегии продвижения. Специалист анализирует текущее положение клиента, оценивает конкурентов, изучает целевую аудиторию и составляет SMM-стратегию. В ней указано, как нужно развивать социальные медиа клиента, чтобы достичь поставленных бизнес-задач.
  2. Разработка контент-плана. SMM-менеджер определяет, что, когда и на какой платформе он будет публиковать. Обычно контент-план выглядит как таблица в Google или Excel, в которой прописаны дата и время публикации, примерное содержание, тип контента (информационный, вовлекающий, рекламный). [9]
  3. Создание контента для соцсетей. В обязанности эсэмэмщика иногда входит написание текстов для публикаций, хотя в некоторых случаях компании нанимают копирайтеров. [10] Сам или вместе с дизайнерами SMM-специалист снимает и монтирует фото и видео, оформляет посты, сторис и рилс.
  4. Взаимодействие с аудиторией в соцсетях. SMM-менеджер общается с пользователями, отвечает на комментарии, проверяет директ (в некоторых компаниях эти функции выполняет модератор). Специалист привлекает подписчиков через конкурсы, опросы и другие активности, ищет новых партнеров, работает с блогерами и лидерами мнений.
  5. Аналитика. Эффективность SMM-стратегии оценивается на основе метрик соцсетей. Они включают охваты, объем трафика, индекс вовлеченности (ER и ER Reach), цену клика (CPC), стоимость лида (CPL), окупаемость инвестиций (ROI) и многие другие показатели.
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Навыки SMM-менеджера

Профессиональные навыки

  • Написание текстов — SMM-менеджеру важно отточить навыки копирайтинга, чтобы разрабатывать продающие тексты, которые вписываются в tone of voice (манеру общения) бренда и привлекают аудиторию.
  • Работа в приложениях по созданию визуального контента — для создания публикаций эсэмэмщикам нужно работать в Canva, Unfold, Figma, Photoshop, InShot, Facetune, Splice и других программах.
  • Понимание особенностей работы соцсетей — специалист должен знать аудиторию разных платформ, требования к форматам, особенности размещения рекламы. [11]
  • Умение пользоваться «Яндекс.Метрикой», «Google Аналитикой» и другими статистическими сервисами.
  • Знание трендов в SMM нужно, чтобы создавать контент в актуальном формате, который привлечет новых подписчиков.
  • Таргетинг — некоторые компании требуют от SMM-менеджеров умения настраивать таргетированную рекламу (когда объявления показывают определенной целевой аудитории). [12]

Классификаций SMM-менеджеров довольно много. Например, на уровне площадок. Также существуют классификации по уровню компетенций. Безусловно, один специалист может эффективно сочетать разный функционал: писать контент, креативить, настраивать рекламу и договариваться с блогерами. Но на практике у каждого SMM-менеджера есть навыки, которые у него перевешивают.

На данный момент на уровне работодателей сильного дробления специалистов не происходит. Но некоторое разделение прослеживается: ведение сообщества бизнеса и настройка таргетированной рекламы требуют разных специалистов.

Николай СмирновНиколай СмирновПрограммный директор направления «Маркетинг» в Skillbox

Личные качества

  • Самоорганизованность и умение работать в режиме многозадачности.
  • Навык анализа большого объема информации.
  • Гибкость, умение постоянно подстраиваться под меняющиеся задачи.
  • Насмотренность.
  • Грамотность.

Зарплата SMM-менеджера

По данным сервиса «Работа.ру», средняя зарплата SMM-менеджера в России составляет 43 тыс. руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — 45 тыс. руб. [13]

Shutterstock
Фото: Shutterstock

На уровень зарплаты в SMM влияют квалификация и опыт соискателя. Начинающему специалисту в Петербурге предлагают 35-45 тыс. руб., от кандидата требуют готовности учиться и развиваться в интернет-маркетинге. [14] Квалифицированному SMM-менеджеру в Москве обещают доход до 130 тыс. руб., но у кандидата должно быть портфолио с кейсами и опыт работы от трех до шести лет. [15]

Доход SMM-менеджера может зависеть от формы занятости. В корпоративном секторе специалист получает фиксированный оклад, заработок фрилансера зависит от его востребованности и успешности кейсов.

Также зарплаты различаются в зависимости от города. Средняя зарплата эсэмэмщика в Москве и области достигает 45-49 тыс. руб., в Краснодаре — 43 тыс. руб., в Новосибирске — 33 тыс., в Нижнем Новгороде — 22 тыс. [16]

Как стать SMM-менеджером

Стоит понять, подходит ли вам эта профессия и в какой сфере экономики вы хотите развиваться. Определиться помогут тесты на профориентацию. Далее нужно освоить азы профессии: прочитать базовые учебники по маркетингу, подписаться на профильные телеграм-каналы, пройти онлайн-курс по SMM.

Получить практические навыки можно на работе или стажировке. В Москве стажеру-эсэмэмщику предлагают зарплату 15 тыс. руб. во время испытательного срока и 30 тыс. после окончания стажировки. [17] Помимо популярных рекрутинговых сервисов, предложения для начинающих специалистов публикуются в телеграм-каналах и на сайтах Grintern.ru, «Вакансии для хороших людей», UP TO WORK.

  1. Уважать свой труд. Часто студенты начинают работать за минимальный прайс или бесплатно, считая, что заказчик оценит его и повысит выплаты. Важно понимать, что логика заказчика строится так: работает, и хорошо.
  2. Сделать акцент на своих сильных сторонах. Кто-то увлекается розами, а кто-то — дронами. Рекомендую искать проекты, которые вам ближе и показывать знания в них.
  3. Рассказать знакомым, что стал работать в соцсетях. Банально? Возможно. Но как еще найти первого заказчика, если никто не знает о вашей новой специализации.
  4. Ходить на мероприятия и знакомиться. В каждом регионе есть площадки «Мой бизнес», которые активно продвигают предпринимательство. Сходите на мероприятия, послушайте спикеров, познакомьтесь с участниками. Это полезный нетворкинг.
Николай СмирновНиколай СмирновПрограммный директор направления «Маркетинг» в Skillbox
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Где учиться на SMM-менеджера

В сфере SMM больше всего ценится образование на практике — любого специалиста выбирают на уровне реализованных кейсов и ниш, в которых он работал.

Базовые знания можно получить с помощью соцсетей и YouTube, но здесь потребуется самодисциплина и аналитический склад ума. К сожалению, экспертов в соцсетях не просто много, а очень много. Это приводит к тому, что каждый рассказывает о предмете на свой лад. Здесь рекомендую обращать внимание, чтобы экспертом выступали агентства с широким опытом в разных сферах.

Николай СмирновНиколай СмирновПрограммный директор направления «Маркетинг» в Skillbox

Если говорить о высшем образовании, то SMM-специалистам пригодится образование в области журналистики, рекламы и связей с общественностью, маркетинга.

Более узкие знания можно получить на онлайн-курсах. Образовательные программы для SMM-менеджеров предлагают Skillbox, GeekBrains, «Нетология», ProductStar и другие платформы.

Главная задача курсов — актуализация знаний на основе рынка «здесь и сейчас». Образовательная платформа дает не только необходимый багаж знаний. Она способна поддерживать пользователей во времени: обновлять контент или вебинары с учетом изменений в индустриальном контексте.

Николай СмирновНиколай СмирновПрограммный директор направления «Маркетинг» в Skillbox
Поделиться
Авторы
Теги