«Красная Шапочка» в кино. Стоит ли смотреть новый российский блокбастер

. Почему отечественная версия европейской сказки выглядит спорно
Обновлено 21 декабря 2022, 11:14
Central Partnership
Фото: Central Partnership

22 сентября в прокат выходит российское семейное фэнтези «Красная Шапочка». Это новая вариация народной сказки, обработанной Шарлем Перро и позднее записанной братьями Гримм. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, что пошло не так с вольной экранизацией старой как мир сказки.

О чем фильм

Мир, показанный в фильме, населяют люди и волки. Первые — миролюбивые существа, сеют добро. Вторые — лютые хищники, обитают в темном лесу. С давних времен людей от волков защищали специально обученные воины — волкобои. В войне двух видов люди одержали победу, с волками был заключен позорный для них договор, обязывающий не покидать границы леса и больше не нападать на людей.

Спустя 100 лет волкобои исчезли как класс, остался последний из них (Данила Якушев). Он живет мирно, с женой Мари (Екатерина Климова) и тещей (Ирина Розанова), в ожидании младенца. Но долго и счастливо им прожить не суждено: во время коварной атаки волков воин героически погибает, защищая семью. Так новое поколение хищников во главе с вождем-фанатиком Вестаром (Алексей Серебряков) нарушает договор, заключенный их предками. Поселения людей оказываются захвачены армией волков.

Обложка видео

Как это снято

Мрачно и халтурно. Постоянные смены локаций, времен года, цветокорра кадра сбивают с толку и не дают без спотыканий ориентироваться в истории. В российской «Красной Шапочке» образца 2022 года сошлись, кажется, все штампы и стереотипы фэнтези: герой, павший смертью храбрых; его история, частично покрытая тайной «ради всеобщего блага»; юная храбрая героиня (Красная Шапочка) водит дружбу с отпрыском врага.

Большая часть событий происходит здесь за кадром. Например, авторы полностью опустили детали: мы не узнаем, как именно волки поработили мир после смерти последнего волкобоя. Судя по всему, люди сдались без боя (сражаться-то некому) и быстро присягнули на верность новым хозяевам. Скачок во времени происходит у семьи главной героини: вот Мари с небольшим животом, а уже через мгновение младенец превращается в 12-летнего подростка, Красную Шапочку.

Central Partnership
Фото: Central Partnership

Отдельного внимания «заслуживает» компьютерная графика, занимающая 80% происходящего на экране. Если нарисованная природа еще сколь-нибудь удобоварима, то экшен-эпизоды (их в фильме будет несколько) и изображения волков (бегающих, прыгающих, рвущих на части все окружающее) нарисованы на крайне низком уровне, будто бы студентами-первокурсниками факультета графического дизайна.

Кто снял

Высоких ожиданий от современной «Красной Шапочки», честно говоря, никто не строил. Уже на уровне авторов, занятых в производстве этой сказочной экранизации, закрадывается подозрение: здесь точно будет что-то не так. У проекта, который получил аж 220 млн руб. от миллиардера Альберта Авдоляна, сразу три режиссера-постановщика: Лина Арифулина, Александр Баршак и Артем Аксененко (редкая по нынешним временам плеяда). Не вполне ясно, кто больше тянул одеяло на себя, но «Красная Шапочка» в итоге выглядит как неудавшаяся басня Крылова, которая в другой вселенной должна была остаться «в столе» как черновик.

Арифулина в 2000-х занималась развлекательными передачами на телевидении («Фабрика звезд», «Танцы со звездами»). Александр Баршак — автор довольно посредственных фильмов «День Святого Валентина» и «Пилигрим», которые вряд ли на что-то намекнут широкой аудитории. Артем Аксененко из всей троицы выглядит как условный спасательный круг: режиссер работал над сериалами Start «Медиатор» и «Лапси», но также в его фильмографии франшиза «Неуловимые» — настоящее преступление против здравого смысла (если не видели, держитесь подальше, сохраните психику).

Central Partnership
Фото: Central Partnership

Кто снялся

На первом плане Таисья Калинина — молодая и подающая надежды актриса, которая, возможно, еще не очень хорошо понимает, от каких проектов стоило бы отказаться. «Красная Шапочка» — ее дебют в полнометражном кино (ранее Калинина появлялась в сериалах российских стриминг-платформ — «Родком», «Медиатор», «Чикатило», «Хрустальный»). Девушка воплотила на экране робкую героиню, которая большую часть хронометража спорит с родственниками по поводу предназначения и бежит от опасности.

В отдельных эпизодах Калинина вызывает эмпатию, но, если говорить глобально, точным попаданием в образ ее игру трудно назвать. То и дело актриса переигрывает, будто забывая, что играет перед камерой, а не на театральной сцене. Отыгрыши Таисьи слишком бросаются в глаза, не оставляя никакой дистанции и тайны между персонажем и зрителем. Ее Красная Шапочка видна как на ладони, с ней сразу все понятно.

Central Partnership
Фото: Central Partnership

Среди женских персонажей блистают Екатерина Климова и Ирина Розанова, причем бабушка значительно затмевает мать Шапочки. Харизму, стать и храбрость женщины, которой все по плечу, Розанова изображает так самоотверженно, что кажется, у русского кино все еще есть надежда — раз уж бабушка Шапочки каждому недоброжелателю готова показать, где раки зимуют, причем без особого труда.

На ее фоне не затерялись и ключевые злодеи: вожак волчьей стаи Вестар в исполнении Алексея Серебрякова и его экранный «сын» Харди (Юрий Чурсин). Один пользуется безграничной властью, другой надеется занять когда-нибудь его место. Да, без вопросов престолонаследия в этом сезоне не обходится даже русское фэнтези, основанное на сказке.

Плюсы, минусы, подводные камни

Вопреки всему, что происходит вокруг, будь это CGI-кринж с волками и магическими вихрями, панорамные пролеты над лесами-городами или просто застолье с внезапной клиповой вставкой композиции «Волки» от «Би-2» (музыканты появляются в кадре в костюмах волков), «Красная Шапочка» пытается держать «лицо» очень старательно.

Проект желает говорить со зрителем на самые разные темы — от детско-родительской коммуникации и доверия как главной ее компоненты до кровожадной вражды, обусловленной верой в превосходство одного вида над другим. Не остался без внимания и коллаборационизм (одни люди прислуживают волкам и доносят на собратьев, другие же готовы сопротивляться), и авторитарный режим управления государством, который рушится прямо по ходу сюжета.

Central Partnership
Фото: Central Partnership

Вот только ни одну из задумок не удается раскрыть в полной мере. «Красная Шапочка» выглядит удручающе. От оригинальной сказки не остается и следа; Арифулина, Баршак и Аксененко превращают старинную историю в хрупкий фундамент для экспериментов модных креативщиков, из которых не выходит ничего путного. Финал — калька франшизы «Последний богатырь»: как и герои сказочного мира «русского Disney», Шапочка попадает в современную Россию и рассекает в такси по улицам Санкт-Петербурга.

Если авторы и хотели оставить послание где-то между строк, проведя параллель сказки о Красной Шапочке с современностью, то из этого ничего не вышло. Месседжи в фильме опасные: обхитри ближнего своего, если он слаб; ответь ударом на удар, не подставляя щеки; размахивай топором направо и налево, не пройдя курс обращения с холодным оружием. В каком-то смысле «Красная Шапочка» по-русски — воплощение стратегии деморализации и сказочный «Союз Спасения» для курсантов «Юнармии». Учитывая факт, что доходы от проката инвестор Авдолян планирует отправить на нужды своего благотворительного фонда «Новый дом», вывод получается пугающий.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Поделиться
Авторы
Теги